Найти тему

Самый массовый танк за всю историю танкостроения

Оглавление

Т-54 имеет узнаваемые черты, классическую компоновку, а также является одним из лучших и самых массовых танков Советского Союза за все времена. Успех модели вполне объясним. Машина традиционно получилась простой, удивительно сбалансированной и надежной. Главное, что конструкторы учли ошибки на основе бесценного опыта Второй Мировой войны.

Т-54 образца 1951 года
Т-54 образца 1951 года

История создания

Предшественником Т-54 являлся Т-44. Поскольку разработка обоих танков велась в общем русле развития советской бронетанковой техники тех лет, и на первых порах воплощённый в металле Т-54 представлял собой в значительной степени модернизированный вариант Т-44:

Опытный образец Т-54, 1945 год
Опытный образец Т-54, 1945 год

Проектные работы над Т-54 велись в конструкторском бюро Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле под руководством А.А.Морозова. Основой послужила модель Т-44.

Проект будущего Т-54 начали разрабатывать в 1944 году, а уже в январе 1945 года стартовали испытания в подмосковной Кубинке. Началом серийного выпуска считается апрель 1946 года.

Т-54Б на учениях, 1974 год
Т-54Б на учениях, 1974 год
Испытания первого построенного нового среднего танка Т-54
Испытания первого построенного нового среднего танка Т-54

Модификации

Т-54-1

Танк имел сварной корпус с острой носовой частью и вертикальным бортами. Толщина монолитного лобового листа — 120 мм. Башня — литая, с вварной крышей и обратным скосом («заманом») снизу по всему периметру. Боевая масса 36 т. Габариты 9000 × 3270 × 2400 мм. Двигатель В-54 мощностью 520 л. с. Планетарные, двухступенчатые механизмы поворота. Лопастные гидроамортизаторы на передних и задних узлах. Мелкозвенчатая гусеница (ширина 500 мм), состоявшая из 90 траков с открытым металлическим шарниром и имевшая цевочное зацепление с ведущим колесом (вместо гребневого на Т-34 и Т-44). Углекислотная полуавтоматическая система противопожарного оборудования. В качестве средств связи использовались радиостанция 10-РТ-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-47.

Т-54-1
Т-54-1

Главным оружием была нарезная пушка Д-10Т калибра 100 мм, спаренная с пулемётом СГ-43, два 7,62-мм курсовых пулемёта СГ-43, размещённых в броневых коробках на надгусеничных полках, и 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК на турели над люком заряжающего. Боекомплект 34 выстрела, 3500 патронов калибра 7,62 мм и 200 — 12,7 мм. Прицел ТШ-20 с 4 кратным увеличением. Снаружи кормовой части корпуса устанавливались две дымовых шашки МДШ.

Т-54-2

Серийно выпускался с 1949 по 1951 год. Новая литая полусферическая башня. Изменения в агрегатах силовой установки и трансмиссии. Танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли, гусеница шириной 580 мм (вместо 500 мм). Толщина верхней лобовой детали корпуса уменьшена с 120 мм до 100 мм. Боевая масса 35,5 тонн.

Т-54-2
Т-54-2

Один курсовой пулемёт СГ-43 в лобовом листе корпуса, в отделении управления, вместо двух, размещавшихся на надгусеничных полках. Новая турель зенитного пулемёта.

Т-54-3

Серийно выпускался с 1952 по 1955 год. Новая литая полусферическая башня без обратных скосов. Прицел ТШ-2-22 с переменным 3,5 и 7-кратным увеличением. Улучшена пылезащита агрегатов.

Т-54-3
Т-54-3

Т-54А

Серийно выпускался с 1955 по 1957 годы.

Т-54А
Т-54А

Т-54АК

Командирский вариант Т-54А; разработан в 1958 году на базе Т-54А.

Дополнительная радиостанция Р-113 и Р-112, навигационная аппаратура ТНА-2 «Сетка», зарядное устройство АБ-1П/30, уменьшен боекомплект.

Т-54АМ

Принятый на вооружение в 1960-х годах.

Новая боеукладка, двигатель В-55, облегчённые катки от танка Т-55, в гусеницах использованы резино-металлические шарниры, новые средства связи, изменена система подводного вождения.

Т-54Б

Серийно выпускался с 1957 по 1959 годы.

Т-54Б Самаро-Ульяновская дивизия, Прикарпатский ВО
Т-54Б Самаро-Ульяновская дивизия, Прикарпатский ВО

Оборудование для подводного вождения. Бортовой запас топлива увеличен до 1212 л, для обеспечения запаса хода танка — до 430 км. В дальнейшем при модернизации на танк устанавливали: двигатель В-55 мощностью 580 л. с., опорные катки унифицированные с Т-55, гусеницы с РМШ, прицел ТШ-2Б-32, радиостанцию Р-123, боеукладку на 43 выстрела, лазерный дальномер КТД-1 (не на всех машинах). Некоторые машины оборудовали под установку универсальных плавсредств ПСТ-У и ПСТ-63.

Пушка Д-10Т2С

Производство

Средний танк Т-54 наиболее массово выпускался до 1959 года на заводах в Харькове, Омске и Нижнем Тагиле. Всего известно о 16775 выпущенных машинах. Потом на смену пришел Т-55.

Колонна Т-54А на марше
Колонна Т-54А на марше

Военное применение

Самыми известными локальными военными конфликтами, где участвовали Т-54 и их последующие модификации:

  • Восстание в Венгрии (1956 г.).
  • Шестидневная война (на стороне Египта и Сирии против Израиля – 1967 г.).
  • Вьетнамская война на стороне войск северной части страны (1965-1974 гг.).
  • Индо-пакистанские конфликты.
  • Арабо-израильский конфликт (1973 г.).
  • Афганский конфликт (1979-1989 гг.).
  • Война в Персидском заливе (1991 г.).
Рота Т-54Б на маневрах, конец 1970-х
Рота Т-54Б на маневрах, конец 1970-х

Общая оценка машины

Конструкция танка оказалась настолько успешной, что он, практически не претерпевая изменений, использовался десятилетиями. Свидетельство этого – применение машин по всему земному шару вплоть до конца двадцатого столетия.

Советские Т-54 в Праге, Август 1968 года.
Советские Т-54 в Праге, Август 1968 года.