Приветствую вас, друзья, на канале «Записки литературного редактора».
В названии статьи я не зря заключила слово «критики» в кавычки. Речь идёт не о профессиональных филологах и литературоведах, а о самодеятельных «критиках» – защитниках литературного вкуса и борцах за «высокую» литературу. Вот они-то все свои силы направляют на критику формульной прозы.
Что такое формульная литература
Термин, как нетрудно догадаться, происходит от слова «формула» и предложен американским историком и культурологом Джоном Кавелти во второй половине XX века.
Формульная литература – это произведения, написанные по формулам, то есть неким стандартам, клише, стереотипам, характерным для определённого жанра или направления. Так, в детективах эти клише одни, в любовных романах – другие, а в приключенческих книгах – третьи. Чтобы стать успешным, продаваемым писателем в своём жанре нужно такие формулы знать и им следовать.
Подобную литературу иногда ещё называют жанровой, но термин «формульная» ей подходит больше. Именно наличие характерных для определённого жанра клише и стереотипов отличает формульную литературу от внежанровой, или как её ещё называют «серьёзной», «высокой», ну, и от мейнстрима тоже. О нём я писала в другой статье.
Какие бывают формулы
Различают два типа формул, присущих этому виду литературы: образные и сюжетные. Первые касаются образов героев, которые должны соответствовать определённым клише и иметь набор черт, востребованных у читателей. Так, главный герой любовного романа должен быть красивым или хотя бы с мужественной внешностью, сильным, решительным, востребованным у женщин. И в то же время он может быть нежным, мягким, романтичным и верным. Нонсенс? Ну и что! Зато читательницы в восторге.
Герой детектива обязательно должен быть умным, решительным, смелым и вызывать уважение. Блондинка – это, как правило, нежная и слабая особа, а брюнетка – стерва. Кавелти считал, что этот вид формул складывается под влиянием культурных стереотипов, принятых в той или иной социальной среде.
Второй вид – сюжетные формулы. Он касается принципов построения сюжета. Если упрощённо, то в детективах должно быть преступление и его расследование; в любовных романах – сложные отношения между мужчиной и женщиной, которые сначала ненавидят друг друга, а потом влюбляются; лучший приключенческий роман – это квест, путешествие за каким-то сокровищем или разгадка какой-то тайны.
Формулы сюжета фэнтези хорошо и с юмором описал Алексей Свиридов в статье «Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле "фэнтези". Статья шуточная, конечно, но формулы вполне реальные.
Откуда берутся типовые наборы формул
Некоторые возмущённые «критики» обвиняют издательства в том, что они, издавая ширпотреб и низкопробную макулатуру, прививают читателям дурной вкус и не развивают их интерес к высокой литературе.
Так вот, всё не так, по крайней мере, согласно теории Дж. Кавелти, которую я тоже поддерживаю. Во-первых, американский культуролог подчёркивал, что формульная литература, несомненно, является продуктом литературного творчества, а писать «по формулам» даже сложнее, чем без них.
Во-вторых, формулы или стереотипы появляются в результате стихийного и вполне естественного отбора читателями. Какие-то моменты сюжета, штрихи образа героев привлекают больше, и читатели стремятся выбирать книги «про это», то есть с похожими формулами и клише. И одновременно игнорируют те произведения, где подобные стереотипы отсутствуют.
Думаю, с вами тоже случалось такое, когда книга очень понравилась, но она, увы, закончилась. И возникает желание найти что-то такое же, где сюжет и герои как-то похожи на ту, такую интересную книгу. А когда читатель находит подобное произведение, то у него возникает ощущение, словно родную душу встретил. И даже какие-то огрехи, корявости стиля уже не имеют значения.
Предпочтения читателей замечают издатели, которые внимательно относятся к покупательским запросам. И уже на основании этих предпочтений в издательствах производят отбор текстов из самотёка, формируют серии, информацию о которых стараются донести до читателей. «Вы же хотели почитать ещё о магических академиях? Вот, смотрите, мы предлагаем вам целую серию и пригласили в неё лучших писателей».
Иногда, но очень редко автору удаётся зацепить читателей чем-то новым, и тогда со временем появляются новые формулы, а потом и новый жанр или направление в жанре. Так сформировался поджанр фэнтези ЛитРПГ, который сейчас пользуется популярностью. А вот Литдораме не повезло. Несмотря на готовность издательства Эксмо создать и продвигать новую серию, она не нашла отклика у читателей. Вышло несколько книг, и серия была закрыта.
Почему недовольны «критики»
Ну, их я тоже отчасти понимаю. Во-первых, стремление отхватить свой кусок читательской аудитории приводит к тому, что недобросовестные или не слишком способные авторы начинают тиражировать сюжеты, и выдавать вал текстов, где ничего, кроме формул, и нет.
Во-вторых, «критики» считают, что формульная литература отбирает хлеб, то есть читателей у серьёзных писателей, не желающих подстраиваться под потребности аудитории. А вот это, конечно, спорно.
Дело в том, что «высокая» литература, так же как и «высокая» мода, интересна только издалека. Основная масса людей скажет: «Вау, как круто!», но ни носить, ни читать это не будет.
Вообще, найти своё место в сфере формульной литературы и сделать имя очень непросто. И не только из-за конкуренции. Писатель, пишущий такие произведения, находится в сложной ситуации, когда в рамках формул ему нужно внести что-то новое, оригинальное в сюжет и образы героев. И чем больше книг какого-то сюжетного направления выходит, тем сложнее сказать что-то своё, выделиться из общей массы, но остаться в рамках формул.
Вот на этом сегодня всё. Тёплого и щедрого вам лета и радости творчества. Да, книгу Дж. Кавелти можно почитать, правда, целиком она не переведена, но самое основное есть вот здесь.