- «Почему православная Церковь не переходит на принципы нестяжательства?»
Для тех, кто не в курсе, был такой период в истории Русской Церкви примерно в XIII — XIV вв., когда шел спор нестяжателей и иосифлян. У нестяжателей духовным главой, двигателем этого движения был Нил Сорский, который говорил о том, что нужно отказаться от всех материальных благ, быть полностью нестяжателем, ничего не иметь. Церковь должна быть очень скромной, храмы без разных украшений, никаких излишеств у духовенства, потому что это порождает тягу к деньгам, потом конца и края этому не видно. Отсюда появляется зло, поэтому нужно отказаться от денег в Церкви. Всё должно быть минимизировано. Никаких земель, никакой собственности у Церкви быть не должно.
Иосифляне говорили по-другому. Они, конечно, не предлагали богатеть и заниматься только тем, что деньги заколачивать. Они говорили о том, что без денег не будет благотворительности, просвещения, образования, поэтому совсем от денег отказываться нельзя. Да, от них может быть какое-то зло, но важно иметь финансы, на которые Церковь будет осуществлять свою работу, издательскую деятельность. На что, например, издавать книги? Просто так, «за спасибо» издателю? Где брать бумагу и печатать? Если сейчас перейти на принципы нестяжательства, значит, нужно будет отказаться от всех печатных изданий. Кто нам напечатает бесплатно газеты, журналы, книги, в том числе и богослужебные? Как мы будем служить?
Допустим, мы оставим минимум средств только для богослужебных книг. Во что мы тогда превратимся? Этот спор всегда актуален: и во времена иосифлян, и в последующие годы. В Церкви всегда есть люди-альтруисты, которые отказываются от всего, уходят в затвор, в бедные монастыри, на нищие приходы, всё бросают и живут очень скудно. Такие всегда были, есть и будут. Но есть и другие, им противоположные, которые живут в роскоши, но при этом они в душе все равно как нищие. Они не прилепляются к земному богатству, а служат Богу, людям верой и правдой. Это к слову о том, кто такие «нищие духом». Это люди, которые имеют какие-то материальные блага, но не считают это за нечто важное. Они только пользуются этим: есть ― есть, нет ― нет, вот и всё. Самым главным богатством они считают Господа Бога. Это те, про которых Христос сказал: «Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное» (Мф.5:3).
- «Как вы относитесь к тому, что во время литургии ходят с подносом и собирают деньги?»
У меня в храме раньше тоже это практиковалось, потому что так было заведено, все к этому привыкли. Причем это было много лет. Но последние года три-четыре я остановил этот процесс. В храме стоят кружки для пожертвования. Если люди захотят внести свою лепту ― они туда бросят, не захотят ― не бросят. Не надо ходить с этими подносами. Я это не поддерживаю, мы это прекратили пару лет назад.
Я не против, конечно. Где-то так заведено, и я не считаю, что в этом есть какой-то грех. Но мне не по себе от этого.
- «Зачем делать пожертвование? Зачем Богу деньги, Он же Бог?»
Он Бог, но мы же люди! Чтобы храму существовать, нужно оплачивать электричество, газ. Людям, которые работают в храме, нужно платить зарплату. При храме может быть воскресная школа, разные организации, проводятся разные мероприятия социальной направленности. Храм может издавать свою газету, организовывать паломнические поездки. На приходе может работать и педагог, и психолог, и социальный педагог. При храме нужна машина, возможно, и не одна. Могут быть учебные заведения: школы, детские сады, гимназии, семинарии, духовные училища, где нужно людей обучать, платить педагогам зарплату, кормить студентов-воспитанников. Такое есть, но не в каждом храме. Это огромные финансы.
Богу деньги, конечно, не нужны, а церкви нужны.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ