Молодёжь, наверное, сейчас удивляется, откуда в центре Москвы станция метро Аэропорт, хотя известно, что все аэропорты находятся далеко за МКАДом. Но старожилы помнят, что первый московский аэропорт был расположен именно там, на Ходынке. Он был закрыт ещё до войны, а бывшее главное здание аэропорта в начале 1940-х годов отдано под штаб ВВС Московского военного округа. Оно по сей день стоит на Ленинградском проспекте, сейчас это штаб ОДКБ.
А Московский аэровокзал открыт 25 мая 1965 года. Здание длиной около 280 метров построено под руководством архитекторов Д. Бурдина, Ю. Васильева, М. Артемьева, В. Климова, В. Яковлева и инженеров Я. Гельмана, А. Румянцева, Г. Лисенко.
Сам комплекс включал в себя аэровокзал с вертолётной и автобусной станциями, гостиницу и здание оперативных служб Министерства гражданской авиации (МГА). Штат сотрудников аэровокзала первоначально состоял из 400 человек. Он обеспечивал приобретение билетов в более чем 50 авиакассах, регистрацию и отправление пассажиров к самолётам.
Рядом с аэровокзалом была сооружена гостиница «Аэрофлот» на 520 мест. После распада СССР гостиницу переименовали в «Аэрополис». Оно сохранилось, имеет категорию три звезды.
Симметрично гостинице был построен корпус оперативных служб МГА СССР. Сегодня это деловой центр «Авиатор».
Московский городской аэровокзал значительно разгрузил все московские аэропорты: Внуково, Шереметьево, Домодедово и Быково. Благодаря новейшей технике, внедрению новых технологических процессов работы обслуживалось до трёх тысяч пассажиров в час.
По всему залу были расставлены телевизионные справочные установки, смонтированы большие световые табло, сообщавшие о вылете и прилёте самолётов. На первом этаже аэровокзала был длинный ряд секций для регистрации пассажиров и оформления багажа. Они работали по направлениям и были окрашены в различные цвета: Кавказские и курортные линии – жёлтый, северо-западные и южные линии – зелёный, восточные и среднеазиатские – оранжевый. 26 секций одновременно обслуживали 26 рейсов. Все операции были механизированы. Взвешенный на весах багаж поступал в специальные камеры и погружался в автобус. Пассажир затрачивал на оформление вылета максимум полчаса.
На аэровокзале можно было зарегистрироваться на часть рейсов из Внуково и Домодедово, и, возможно, Шереметьево, но не на рейсы из Быково. При регистрации производился полноценный досмотр. Затем ‒ посадка в автобус. В этот же автобус загружался и зарегистрированный багаж.
Многоразовые пластмассовые посадочные талоны, дававшие право проезда в соответствующий аэропорт.
Автобусы доставляли пассажиров прямо к трапу самолётов.
По деньгам выходило дороже, чем общественным транспортом, но комфортнее, если не учитывать, что от метро Динамо или Аэропорт до аэровокзала нужно было проехать на трамвае.
Альтернативу тогда составляли электрички с Павелецкого вокзала ‒ в Домодедово, с Казанского вокзала ‒ до платформы Быково, автобусы от метро Юго-Западная и Речной вокзал во Внуково и Шереметьево, соответственно.
Сначала для развоза пассажиров использовались автобусы ЗиЛ-127 и ЛАЗ-697М.
В первой половине 1970-х им на смену пришли ЛАЗ-699А (проработали до конца 1970-х годов) и красные Икарус-250 с надписью «Для авиапассажиров» (доработали до 2000-х годов).
Помимо доставки пассажиров к трапу самолёта спецавтобусами, по маршрутам «Москва-Аэропорт» курсировали автобусы «Экспресс» Главмосавтотранса, билеты на которые можно было приобрести в аэровокзале. Спецавтобусы отправлялись со стороны Центрального Аэродрома, а «Экспресс» - со стороны фасада аэровокзала.
Кроме наземного транспорта, для этих доставки пассажиров некоторое время использовали вертолёты.
Если вылет самолёта задерживался или откладывался, транзитные пассажиры могли на специальных автобусах совершить экскурсию по Москве, побывать в Третьяковской галерее, познакомиться с Бородинской панорамой или посмотреть кинопрограмму в кинозале аэровокзала.
Была ещё одна очень удобная услуга: если пассажир следовал через Москву транзитом, а вылет был на следующий день (или через день), то можно было при предъявлении билета на специальной стойке получить направление в гостиницу (1, 2, 3 и 4-х местные номера). Также работала столовая, а в левом крыле на верхнем этаже был небольшой кафе-бар с высокими резными деревянными стульями. Пассажиры туда обычно не доходили, зато между рейсами коротали время пилоты.
В операционном зале были установлены макеты самолётов и вертолётов, эксплуатирующихся в Аэрофлоте. У некоторых их них был прозрачный борт, они играли роль схем салона. Можно было подойти и выбрать место себе по вкусу.
Аэровокзалы были не только в Москве, а, как минимум, в Алма-Ате и Ташкенте. Скорее всего, были и в других крупных городах.
В 1991 году появлялись планы строительства при московском городском аэровокзале крупного «Авиацентра», которым не было суждено осуществиться.
В 1990-х годах аэровокзал ещё как-то работал, сведя свои функции до минимума. К началу 2000-х здесь обслуживалось всего рейсов по пять в день, а большая часть здания сдавалась в аренду. Зато туалеты с 1960-х годов точно не претерпели никаких изменений.
Окончательно перевозки прекратились в начале 2002 году, когда аэропорт Домодедово (а именно туда совершалось 95% всех рейсов) расторг договор с аэровокзалом. В 2004 году с аэровокзала осуществлялась доставка пассажиров к трапу только в Быково и только на чартерные рейсы, примерно один раз в неделю.
С 2005 года в бывшем аэровокзале разместился торговый центр.
А в 2017 году здание снесли.
На его месте строится отвратительно чудовищный ЖК «Прайм Парк».
Сейчас функции аэровокзала выполняют павильоны «Аэроэкспресса» на Киевском, Павелецком и Белорусском вокзалах. В 2011 году S7 открыла свой аналог аэровокзала на метро Домодедовская. В центре обслуживания пассажиры могут пройти регистрацию на рейсы S7, упаковать, оформить и сдать багаж, а также воспользоваться удобным трансфером в аэропорт Домодедово - на автобусах или такси.