Сущность мотивации. Уметь радоваться вслух даже маленьким победам, а интимно переживать неудачи, веря в будущий успех.
Вот думаю, что надо сделать, чтобы замотивировать на обучение? Как «включить» кнопочки...
Важные составляющих успеха:
⁃ понимать значение и нужность дисциплины для жизни;
- иметь открытые и четкие критерии оценивания по дисциплине;
- уметь представлять содержание предмета через актуальные кейсы;
- выстраивать учебный процесс без принуждения, а через понимание и осознание, через собственную деятельность;
- формировать задания, решение которых является и процессом познания и результатом работы;
- стремиться строить процесс обучения, отвечая на запросы каждого, создавая ощущение комментариев не всем, а лично каждому обучающемуся.
Достигается это через понимание запросов, знание интересов, цели на обучение или ее отсутствие; уход от личностных унижений в незнании / отставании, оскорбительных (и язвительных) выражений, даже приличных.
Поиск достоинств и даже очень маленьких «приростов» в знании, влияющих на успешность и повышающих личностную самооценку и ... в глазах сокурсников.
Преподавателю важно всегда уметь находить точки роста у студента и ненавязчиво открывать новые возможности для их совершенства (много читает - пусть делится, художественные источники - всем полезно и найдём в них приложение к предметной области, задачки разработаем; о! визуализировать умеет - научи нас всех; поёт? - запоем в интересах предмета).
Что немаловажно: подчёркивать успехи, а не недостатки и провальчики. Разрешать ошибаться и вместе искать решения.
Готовые ответы - не очень эффективный способ мотивации. А вот настроить и направить на правильное решение, показав лучшие решения, навсегда остаётся хорошим мотиватором - работает на успех «О! У меня получается! Я смогу». «Не делал? Думаешь, не получится? А я - знаю, все сможешь! Вижу - все получится!».
И тихонечко, незаметно, быть рядом и радоваться каждой маленькой победе.
Часто предыдущий негативный опыт учения, постоянные подчеркивания незнания и некомпетентности в вопросах, неуверенность преподавателя в силах возможностях ученика, попреки в ошибках, обсуждение вслух и высмеивание - формируют у учеников стойкое нежелание учиться. Да, ещё сравнение с успешными сокурсниками и одноклассниками. (Часто думают взрослые, что это делает сильнее и порождает стремление учиться, делать лучше и выше и мотивацию повышает. На практике - часто совсем работает наоборот, убивая любое стремление быть лучше и развиваться. (Вот Петя лучше считает, а Вася быстрее считает. Вот и возьми себе Петю - пусть он лучше читает. Так поселяется злоба, приниженность, неверие в себя).
Думаю, всегда надо думать о студенте / ученике лучше и верить ему. Вера и доверие, настроенные на успешность, и усиленные организацией собственной деятельности обучающегося, а не готовый продукт для запоминания - порождают мотивацию, способствуют росту самооценки и появлению веры в себя.
Правила профессионала.
Не переносить штамп неуспешного из одной среды в другую от одного педагога к другому.
Всегда верить в ученика и способствовать его продвижению.
Быть рядом и не вмешиваться в процесс регулированием, подсказками. Только одобрение, удивление, радость и уверенность в обучающихся. Да-да, радостное движение глаз тоже хорошо работает.