Найти тему
Ivan W. Kudishin

ДВУХМОТОРНАЯ «РАКЕТА» Опытный истребитель Грумман XF5F-1 "Скайрокет".

Один из вариантов, как должен был выглядеть серийный "Скайрокет"
Один из вариантов, как должен был выглядеть серийный "Скайрокет"

В 1938 г., когда флот США только успел обзавестись первыми истребителями - монопланами, фирма Лероя Груммана выставила на конкурс революционный проект двухдвигательного одноместного истребителя, получивший фирменное обозначение G-34 "Скайрокет". Помимо более высокой боевой живучести, обусловленной установкой двух звездообразных двигателей Райт "Циклон", самолет должен был иметь неплохую дальность и великолепную горизонтальную маневренность, благодаря сниженной нагрузке на крыло. Чисто внешне "Скайрокет" выглядел оригинально: предельно ужатый фюзеляж не доходил до передней кромки крыла для экономии массы. Рационально спроектированный каплевидный фонарь давал летчику круговой обзор. Кабина, несмотря на маленькие размеры фюзеляжа, была просторна и эргономична. Изображения «Скайрокета» стали активно публиковаться как в специализированных флотских изданиях, так и в популярных авиационных журналах.

ВМС США проявили крайнюю заинтересованность в самолете, ему был присвоен индекс XF5F-1. Вскоре комиссия Бюро по аэронавтике ВМС США уже приняла макет "Скайрокета" и фирма «Грумман» подписала с флотом контракт на изготовление прототипа самолета.

Из-за новизны концепции двухдвигательного палубного истребителя, а также из-за загруженности фирмы работами по "Уайлдкэту", прототип нового самолета (без вооружения и посадочных мест под него) был готов лишь в начале 1940 г. После наземных проверок и пробежек 1 апреля 1940 г. летчик Б. Джиллз поднял "Скайрокет" в воздух.

-2
Прототип истребителя XF5F-1 на земле и в воздухе
Прототип истребителя XF5F-1 на земле и в воздухе

Полет был прерван из-за опасного перегрева масла в обоих двигателях. Прототип подвергся модернизации, в ходе которой была видоизменена неудачная форма воздуховодов охлаждения масла. Проблемы с охлаждением и некоторые другие технические недоработки, свойственные любому новому самолету (кстати, на "Уайлдкэте" технических проблем было куда больше) программа испытаний "Скайрокета" была продолжена. В ее ходе подтвердились оптимистичные оценки горизонтальной маневренности, отмечалась высокая энерговооруженность самолета и прекрасные разгонные характеристики, значительно превосходившие аналогичный параметр одномоторных машин. Вместе с тем, из-за небольшого плеча выноса хвостового оперения, самолет вяловато выходил на вертикаль и вообще реагировал на дачу руля высоты. Скорость ввода в вираж также не являлась сильной стороной проекта из-за большого разброса масс от осевой линии, свойственного всем многомоторным машинам. Отмечалась также недостаточная устойчивость на курсе.

Первую проблему с управляемостью решили увеличением угла отклонения руля высоты и передаточного числа в канале тангажа. Последние параметры подбирались экспериментальным путем, что затягивало программу испытаний с параллельным внесением изменений в конструкцию "Скайрокета". Модернизация самолета была начата в конце марта 1941 г. и закончена лишь к январю 1942 г.

К этому времени ВМС потеряли к самолету всякий интерес, он устаревал, к тому же, дефицит двигателей "Циклон" не позволял роскошь запуска в серию двухмоторной машины. "Скайрокет" продолжали использовать в качестве летающего стенда для отработки технических решений, внедряемых в конструкции нового самолета фирмы "Грумман", будущего "Тайгеркэта". В начале февраля 1942 г., спустя три недели после возобновления полетов модернизированного прототипа, на заводском аэродроме в Бетпэйдже на посадке "Скайрокет" подломил ногу шасси. В результате получила повреждения мотогондола и законцовка крыла. В последних полетах самолету надделали носовую часть фюзеляжа, которая должна была стать обтекателем для казенников и патронных ящиков пулеметов. Добавили также обтекатели коков винтов.

Прототип XF5F-1 в конце карьеры
Прототип XF5F-1 в конце карьеры

Самолет, пользовавшийся большой любовью персонала завода, главным образом, за свою симпатичную внешность, был быстро отремонтирован и продолжал использоваться в качестве экспериментального ЛА вплоть до 11 декабря 1944 г., когда отказ гидропривода выпуска шасси привел к аварийной посадке на брюхо. Самолет получил значительные повреждения и более не восстанавливался. Всего самолет совершил 211 полетов.

Техническое описание. Самолет Грумман "Скайрокет" представлял собою цельнометаллический одноместный двухдвигательный низкоплан с разнесенным вертикальным оперением.

Фюзеляж - полумонокок с несущей обшивкой. В передней части находился отсек вооружения, за ним - кабина летчика с мощной защитой (передний бронешпангоут, бронеспинка и поддон), за бронеспинкой кабины располагался автоматический радиокомпас и радиостанция. Под хвостовой балкой имелся прямой гидравлически отклоняемый посадочный крюк.

Крыло - двухлонжеронное, с несущей обшивкой, цельнометаллическое. Конструктивно состояло из прямого центроплана и двух отъемных складывающихся вручную консолей, имевших значительное сужение и небольшой положительный угол поперечного V. На центроплане располагались мотогондолы с колодцами шасси и вооружение. В центроплане и консолях размещались также основные непротектированные (на прототипе) топливные баки. В носке левой консоли монтировалась штанга ПВД. На крыле имелись двухсекционные закрылки большой площади. Элероны имели металлическую обшивку и внутреннюю весовую компенсацию.

Прототип XF5F-1 со сложенным крылом
Прототип XF5F-1 со сложенным крылом

Горизонтальное оперение - однолонжеронное, с усиленным носком и положительным углом поперечного V. Рули высоты - с дюралюминиевой обшивкой.

Вертикальное оперение - две шайбы шестиугольной неправильной формы. На верхних кромках имелись небольшие радиомачты. Рули направления - с металлическим каркасом и полотняной обшивкой.

Самолет имел отклоняемые в полете триммеры во всех каналах управления.

Шасси - подкосной схемы с хвостовым колесом. Основные стойки убираются в мотогондолы поворотом назад посредством гидропривода. Ниши закрываются каждая тремя створками, колесо в убранном положении частично находится в потоке. Хвостовая опора - неубирающаяся, снабжена обтекателем. Вместо колеса применен резиновый цельнолитой каток.

Двигательная установка - два девятицилиндровых однорядных звездообразных поршневых двигателя Райт XR 1820-40 (левый) и -42 (правый), соответственно, левого и правого вращения, мощностью по 1200 л. с. с трехлопастными винтами Гамильтон Стэндард.

Вооружение на прототипе не устанавливалось. Предполагалось два варианта компоновки вооружения: четыре 12.7-мм пулемета Браунинг с 450 патронами на ствол в передней кромке центроплана единым блоком, либо шесть 12.7-мм пулеметов в двух вертикальных блоках с боекомплектом по 300 патронов на ствол, причем нижние пулеметы блоков должны были монтироваться в передней кромке крыла, а остальные - в носу фюзеляжа. Предполагалось также оснастить самолет двумя универсальными узлами подвески для ПТБ или бомб в районе стыков центроплана и консолей.

Размеры, м: размах крыла - 12.77, длина самолета - 8.73.

Летные данные: максимальная скорость на уровне моря - 590 км/ч, практический потолок – 9 850 м, перегоночная дальность - 2 100 км.