Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

БЫЛА ЛИ ЖИЗНЬ НАШИХ ПРЕДКОВ ПРАЗДНОЙ? ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Некоторые исследователи отмечали леность башкир в быту, склонность к праздной жизни. Д. Н. Мамин-Сибиряк вспоминал: «…вечно ничего не делали сами башкиры, попивая кумыс и разъезжая по окрестностям на своих мохнатых лошадях». И «открывал» причины такого поведения: «…так легко на душе и, главное, спокойно, потому что нет щемящего ощущения городской жизни. Лежал бы так на траве, без конца смотрел на голубое небо и чувствовал себя просто вольным человеком. Нет, положительно можно дойти, пожалуй, до заматерелой башкирской лени (выделено автором. – И. В.)… Слишком уж хорошо кругом!».

И. И. Железнов был еще более категоричен: «Желал бы я в заключение сказать хоть что-нибудь хорошее про башкирцев, но, право, хорошего в них, кроме терпения в нужде и лишениях, я ничего не заметил… Башкирцы по врожденной сметливости могли бы быть порядочными людьми и гражданами, но по неодолимой лени, по склонности к воровству и другим порокам башкирцы почти неисправимы. К ним, как нельзя больше, кстати приходится пословица: «исправит горбатого могила».

У С. Т. Аксакова читаем: «Башкирцы по лености своей мало заготавливают сено на зиму». И тут же мы видим, как он «оправдывает» их: «…да правду сказать, на весь скот и на все конские табуны в таком количестве, в каком башкиры держали их прежде, заготовить сена было невозможно».

Обвинение башкир в природной лености отводят, например, М. В. Авдеев и Ахмет-Заки Валиди. Первый пишет: «Надобно видеть башкирца, когда, вынужденный необходимостью, он принимается за работу. Что за проворный, ловкий, сметливый народ!».

«Чужаку летняя жизнь башкир может показаться существованием некоего сообщества, изнывающего от лени и безделья, – читаем у А.-З. Валиди. – Но едва приходит пора больших забот, требующих многих усилий, к примеру, откорма скота, лесных работ, пасечных дел или войсковой службы, от одного сонного состояния людей не остается и следа».

Писатель П. И. Добротворский также не приемлет обвинения башкир в природной лености и в других «грехах». «Некоторые говорят, – пишет он, – что башкурт по своей натуре вор, – не верьте. Ну что, когда, у кого он украл, кроме лошадей, овец, да, пожалуй, еще коровы? Все такого добра, которое у него у самого считалось не только в десятках, но часто и в сотнях голов. Говорят, башкурт ленив, – неправда. Он только беззаботен, беспечен, как все номады».

«Беспечность» башкир во многом являлась результатом только им присущего способа жизнедеятельности, складывавшегося веками. Именно этот факт жизнеобустройства улавливается С. П. Злобиным, оставившим следующее наблюдение:

«Всем известно, что среднерусский землероб нередко для удобрения полей вынужден покупать за деньги навоз. Благодаря распространенности скотоводства башкирин стоит в более выгодных условиях, так как даже середняк этого края имеет скота (а следовательно, и навоза) больше, чем любой кулак среднерусского района. Таким образом, навоз для удобрения покупать, казалось бы, незачем, и, в самом деле, когда выйдешь на задний двор башкирского хозяйства – поражает размерами сваленная там гора неиспользованного навоза. Еще в степных районах он используется для изготовления кизяка, в лесных же – просто пропадает без дела. Я спросил у одного башкирина:

– Что же у тебя добро пропадает?

Он удивился, потом принял это за шутку и возразил:

– Пускай лежит, нешто все увезешь? Плетень новый поставим.

Оказалось, что многие односельчане моего собеседника просто вывозят навоз за околицу, чтобы не мешал на задворках; иные же – менее ревностные хозяева – сваливают его, пока гора навоза не скроет плетень, тогда над похороненным плетнем ставят сверху новый. Один охотник, раскопав такой «прадедовский» навоз, натолкнулся на три яруса плетня, последовательно схороненных под навозом. В некоторых местностях совершенно не слыхали о возможности удобрения земли навозом или чем бы то ни было. Землю они истощают посевом на одном месте подряд лет по 7-8, чаще всего в такой последовательности: пшеница, рожь, овес или только рожь, овес, а после этого землю оставляют под залежь лет на 15-18.

Способы обработки земли тоже первобытны: так, например, часто применяется однократная вспашка без повторного поперечного перевертывания пласта. Не раз приходилось видеть посев по полю, грубо взрыхленному сабаном и не пробороненному. На мой вопрос, почему это так, башкиры удивлялись:

– Всегда так – сперва пахал, потом зерна сыпал, потом бороной заделал!

О предварительной бороновке земли они даже не слыхали и употребляют во многих местах борону только для «заделки» посева.

Из приведенных разговоров видно, как трудно скотовод-башкирин усваивает простейшие земледельческие истины, но нужда научит всему, и вот, проезжая горный лесистый район Башкирии, мы видим, как настойчиво, несмотря на отсутствие навыков и знаний, башкирин стремится к земледелию».

П. И. Рычков писал о башкирах: «Главная их экономия состоит в содержании конских заводов и бортевых пчел, и в том они весьма прилежны и искусны».

Среди башкир много семейств имели по пятьсот, а некоторые по тысяче бортей. Один человек справлялся с 200-ми бортей. Большая часть башкир не нанимала себе работников, трудилась всей семьей.

Оренбургская губернская канцелярия сообщала в центр: «Из продуктов их собственных за самый и для государства потребнейший можно было б почесть их, башкирских лошадей, которых они по великому пространству и привольству земель своих и угодий содержат по немалому числу, так что у многих башкирцов в конных их заводах содержится кобыл по тысяче и больше».

Если сюда добавить приплод, молодняк, то получим 2000-3000 голов. В «Топографии Оренбургской губернии» П. И. Рычков указывает цену башкирских лошадей от 30 до 50 рублей и выше.

По данным Георги, рядовой общинник имел 30-50 лошадей, зажиточный – 500; богатые башкиры имели более 2000 лошадей и крупного рогатого скота вполовину против лошадей.

П. И. Рычков также называет среднюю цифру – 300-400 кобыл, а с учетом молодняка получаем 600-800 голов.

Многие часы мы обсуждали с писателями проблему обвинения не только башкир, но и россиян вообще в лени.

Относятся ли русские, например, люди к лодырям? Разумеется, вопрос сам по себе нелеп. Но именно такую оценку русских, по мнению М. Карима, стремятся внедрить в сознание людей некоторые представители отечественной интеллигенции. Причем делают это системно, последовательно, как «потешники», так и «теоретические светила».

Если русские люди – лодыри, то откуда берутся доходы нуворишей, в сотни раз превышающие доходы бедных? Таких баснословных доходов нет ни в одной стране мира. В Европе разница доходов граждан не превышает 5-6 раз. И в немалой степени потому, что там до 60 процентов крупных предприятий принадлежит государству.

Заметим, что современные клеветники на русских не являются первопроходцами. Еще А. И. Герцен критиковал некоего К. И. Мишле, писавшего, что «русский лжет и крадет… это в его природе». Отвечая русофобу, Герцен писал: «Я не останавливаюсь на чрезмерном обобщении вашего приговора, но обращаюсь к вам с простым вопросом: кого обманывает, кого обкрадывает русский человек? Кого как не помещика, не чиновника, не управляющего, не полицейского – одним словом, заклятых врагов крестьянства, которых он считает за басурманов, за отступников, за полунемцев? Лишенный всякой возможности защиты, он хитрит со своими мучителями, он их обманывает и в этом совершенно прав. Хитрость… ирония грубой власти».
Заметим, что современные клеветники на русских не являются первопроходцами. Еще А. И. Герцен критиковал некоего К. И. Мишле, писавшего, что «русский лжет и крадет… это в его природе». Отвечая русофобу, Герцен писал: «Я не останавливаюсь на чрезмерном обобщении вашего приговора, но обращаюсь к вам с простым вопросом: кого обманывает, кого обкрадывает русский человек? Кого как не помещика, не чиновника, не управляющего, не полицейского – одним словом, заклятых врагов крестьянства, которых он считает за басурманов, за отступников, за полунемцев? Лишенный всякой возможности защиты, он хитрит со своими мучителями, он их обманывает и в этом совершенно прав. Хитрость… ирония грубой власти».

Трудолюбие русского народа выражалось на протяжении всей его истории. Справедливо отмечено, что, начиная с V века – момента основания князем Кием града Киева, у русских было три основных дела: «строиться, защищаться и собираться». Иной возможности открытая всем «ветрам» русская равнина не представляла. А кому неизвестно, что и монголы, колобродившие 350 лет на Руси, грабя, подвергая огню все и вся, сами изжились и выродились, захирели, но не выкорчевали внутреннего, созидательного, трудолюбивого духа русского народа.

Справедливо замечал философ И. Ильин, что «…русские веками учились и научились искусству побеждать, отступая, не сгорать в земном пожаре, на руинах воздвигать новое хозяйство, духовно обновляться в беде и смятении и, не теряя мужества при распаде, трезво смотреть на вещи и страдания… жить в лишениях, собирая духовную жатву, опять возрождаться, как Феникс, восставая из пепла, созидать на руинах и развалинах и, начиная с нуля, быстро набирать силы и неустанно творить».

Западный крестьянин, имея пусть и небольшой земельный надел, в силу естественного плодородия земли, мягкого климата и более продолжительного времени для занятий непосредственно земледельческим трудом мог обрабатывать участок силами только членов своей семьи, вести практически фермерское хозяйство, обеспечивая себя достаточным количеством сельскохозяйственной продукции, и кроме этого постоянно повышать плодородие своего надела с помощью агротехники и удобрений. Великорусский крестьянин этого не делал не по причине природной лености и не оттого, что не был заинтересован в дополнительных затратах на повышение плодородия и улучшение агротехники, поскольку не был привязан к земле узами частной собственности. Просто великорусский крестьянин из-за дефицита времени на выполнение необходимого минимума сельскохозяйственных работ на протяжении веков не мог существенно изменить способ хозяйствования и повысить его экономическую эффективность. Поэтому вплоть до начала ХХ века преобладающей в нечерноземной зоне России была урожайность «сам-три», обеспечивавшая земледельцу полуголодное существование. Эта цифра была иной в других климатических зонах; в Центральной же России она менялась в лучшую сторону лишь в случае исключительно благоприятных погодных условий или по причинам, связанным с реорганизацией крестьянских хозяйств (выполнением ими каких-то нетрадиционных задач с использованием дополнительных средств, привлеченных не из их собственных источников).

Почему хозяйственно-экономический тип деятельности великорусского крестьянина практически оставался неизменным? Почему долгие века не было никакого прогресса в сельскохозяйственном производстве России?

И. ВАЛЕЕВ

Продолжение следует...

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!