Найти в Дзене
Владосовы Мнения

«Into the Breach» — головоломка, затягивающая с головой [Мнение]

Казалось бы, вот у нас обычная головоломка, построенная в виде тактической стратегии. Выполнена она в пиксельной графике, которая не отличается детализацией, она просто неплоха. Вот у нас уже обыденный сеттинг, с истребляющими человечество монстрами-кайдзю, на борьбу с которыми высылают путешественников во времени в огромных человекоподобных (и не только) роботах. И всё это в формате рогалика. Пахнет какой-то очередной дешёвой инди-поделкой? А как насчёт 90 баллов на Metacritic?

О том, чем недовольна публика, я ещё расскажу
О том, чем недовольна публика, я ещё расскажу

Да, заметно опаздываю со своим рассказом, Into the Breach уже далеко не первой свежести. И наиграл я в неё больше всего времени именно в марте 2018, когда она ещё была новинкой. Вспоминая себя в то время, я только сейчас понимаю, насколько был затянут этой игрой, что порой садился за неё утром и, прерываясь только на обед, заканчивал под вечер, сыграв несколько партий. Что же в ней такого?

Видимо, из-за нестандартного разрешения ноутбука (1366x768), скриншоты немного обрезаются (рамка в левом верхнем углу). Заранее извиняюсь.
Видимо, из-за нестандартного разрешения ноутбука (1366x768), скриншоты немного обрезаются (рамка в левом верхнем углу). Заранее извиняюсь.

Прежде всего отмечу, что прошлой игрой разработчиков из Subset Games была FTL: Faster Than Light, чем они очень кичатся на страницах Into The Breach. Из прошлого проекта в новый перекочевала всего одна механика — реиграбельность. Как и FTL, Into The Breach является представителем жанра rogue-like, пусть и в весьма непривычном виде и сеттинге.

Экран "Новой игры"
Экран "Новой игры"

В начале игры вам предстоит выбрать свой отряд из 3 мехов, который отправится на борьбу с захватчиками, именуемых векками. Изначально доступен только один отряд, остальные покупаются за монеты, которые даются за прохождение игры или выполнение особых условий, уникальных для каждого отряда (проще говоря, ачивки). Каждый открываемый отряд уникален по стилю расправы с врагами и общей концепции. Стартовый отряд "Гости из будущего" — самый сбалансированный и понятный, отряд "Блицкриг" рассчитывает на грамотное позиционирование врагов, чтобы внести как можно больше урона, а "Огненные великаны" полагаются в первую очередь на постоянный урон от огня. Всего отрядов 8, соответственно 24 меха всего. Делятся все мехи на 4 класса и, помимо спрайта, отличаются стартовой экипировкой, прочностью и дальностью хода. Именно стартовая экипировка и определяет стиль игры того или иного отряда.

Помимо мехов, в нашем распоряжении имеется путешественник во времени, которого можно посадить пилотом в одного из мехов, чтобы дать какие-то бонусы, характерные для этого путешественника. В качестве фансервиса, каждого меха и пилота можно назвать своим именем и выбрать свою раскраску для каждого робота, из доступных пресетов.

Карта мира
Карта мира

Завершив приготовления, мы высаживаемся на один из 4 островов. Помимо текстур и цветовой палитры, острова отличаются бестиарием противников и какими-то дополнительными механиками, вроде погодных явлений или инструментами, меняющими ландшафт. Порядок прохождения островов не имеет значения, но каждый последующий остров становится сложнее предыдущего. После прохождения хотя бы 2 островов открывается новый остров, на котором будет происходить финальный бой. Чем больше островов вы прошли, тем сложнее будет финальный, что поначалу немного удивляет, поскольку обычно в играх наоборот. После его прохождения, игра позволяет взять одного из ваших, уже прокачанных, пилотов в следующее прохождение. Так что там с геймплеем?

-6

Выбрав остров и область на нём, мы попадаем на поле боя 8x8 клеток. Основная задача каждого боя — защищать местность в течение определённого количества ходов. Векки могут атаковать как ваших мехов, так и строения, находящиеся на территории. За каждое уничтоженное здание, игрок теряет одну единицу энергии, отображаемую в левом верхнем углу. Игра считается проигранной, если все ваши мехи были уничтожены, либо энергия упала до нуля.

Векки управляются искусственным интеллектом и ходят первыми, готовясь атаковать. Перед непосредственно атакой ход передаётся игроку, которому необходимо придумать способы остановить врагов. И в разнообразии способов кроется основная причина того, почему игра так затягивает.

Каждый мех в игре экипирован уникальным оружием, помогающим предотвращать действия врагов. Самый действенный способ — убить врага, снизив параметр его здоровья до нуля. Для этого есть банальные механические кулаки или залпы ракет. Другой вариант — отодвинуть врага так, чтобы его атака прошла не по зданию, а например по другому врагу (на этом строится весь геймплей за отряд "Стальные борцы"). Или, например, можно прикрыть атакованные здания щитами, чтобы по ним не прошёл урон. Или поднять на клетке врага дым, в котором он не сможет атаковать. Или даже встать на пути его огня собственным мехом, чтобы заслонить жителей от урона.

-7

Основная загвоздка здесь заключается в позиционировании. Очень часто будет получатся так, что векков будет больше, чем ваших мехов и придётся искать тактики, позволяющих отреагировать на все действия сразу с минимумом затрат. Одним из наиболее эффективных методов здесь является грамотное перепозиционирование врагов, чтобы те либо убивали своих же раньше, чем те нанесут урон, или использование элементов ландшафта (например, все наземные враги не умеют плавать, так что скидывание оных в воду их мгновенно убивает). Именно это планирование действий так затягивает. Вы всегда будете искать наиболее оптимальный вариант хода, которого иногда может и не быть. Если без потерь не обойтись, необходимо спланировать минимизацию этих потерь. Потеря меха означает потерю пилота, но потеря последнего фрагмента энергии означает проигрыш, так что приходится выкручиваться.

Into The Breach это своего рода шахматы. Не зря даже количество клеток у этих игр совпадает. Научится в них играть поначалу сложно, из-за обилия правил, но с опытом ты понимаешь основные нюансы. Однако, как только ты сталкиваешься с профессиональным игроком (сложным уровнем сложности, в нашем случае), ты понимаешь, насколько ты плох в этой игре.

-8

И вроде на бумаге всё хорошо. Затягивающая головоломка, разнообразие игровых механик, реиграбельность, каждая партия не похожа не предыдущие, даже если вы играете тем же отрядом. Чем же пользователям Metacritic не угодила эта игра, что аж 7.7 балла, против 90 у критиков? Думаю, как человек, наигравший в игру порядка 30+ часов, я компетентно могу заявить о её недостатках.

Во-первых — рандом. Слишком многое в Into The Breach, как и во многих рогаликах, зависит от случайного фактора. Только в отличии от, допустим, атрефактов в The Binding of Isaac, здесь рандом влияет в первую очередь на искусственный интеллект, иногда принимающий совсем глупые решения, а иногда слишком мерзкие, чтобы с ними адекватно справляться. Сюда же можно отнести и экипировку, которую можно покупать за прохождение острова, которая иногда бывает совершенно бесполезна для вашего отряда.

Во-вторых — репетативность геймплея. Несмотря на всё своё разнообразие, у игры всё же есть проблемы с однообразием. Мало карт, мало уникальных механик, мало типов дополнительных заданий. Начиная игру скажем в 30-ый раз вы уже будете проклинать начальные этапы прохождения, на которых всё более менее одинаково. Спасают положение разве что те самые ачивки, коих насчитывается по 3 штуки на каждый отряд, но будет ли вообще смысл играть в игру после получения их всех?

В-третьих — сложность. Вытекает она в основном из рандома, но в то же время, пропасть между лёгким и средним уровнем сложности просто огромна. На лёгком уровне сложности можно без труда пройти игру даже не потеряв энергию ни разу, в то время как уже на среднем уровне сложности часто приходится ею жертвовать. На сложном уровне, честно, я даже один остров с трудом прохожу, игру даже не пытался. Может, конечно, плохо пытался, но перебороть себя у меня желания нет. То же самое у меня было и с FTL. Не так уж эти игры и интересны с механической точки зрения, чтобы рвать себе одно место, ради прохождения. Но это моё личное мнение.

Что реально привносит разнообразия на ранних этапах - капсулы с лутом, содержимое которых может резко изменить вашу стратегию.
Что реально привносит разнообразия на ранних этапах - капсулы с лутом, содержимое которых может резко изменить вашу стратегию.

Что в итоге? Стоит ли играть в Into The Breach? Любителям головоломок - определённо стоит. Игра, пусть и выглядит как тактическая стратегия, вроде Fire Emblem или Final Fantasy Tactics, позиционируется в первую очередь как головоломка. 80% времени в игре вы будете думать о наиболее оптимальном варианте хода и лишь остальные 20% как-то настраивать экипировку мехов, пилотов, в общем, заниматься менеджментом. Сюжет здесь для галочки, как и во всех рогаликах. Зачем тогда игра нужна? Ну, зайти на партию, убить часок-другой времени, размять мозги. Попробовать определённо стоит, главное контролировать процесс, а то затянет на сутки и больше. Игре самое место на мобильных платформах iOS и Android, но с релизом на них разработчики не торопятся, так что пока только Nintendo Switch. Из аналогов, она очень напоминает мне Slay The Spire, который выполнен в совсем другом жанре, но убивает время и напрягает мозг ничуть не хуже. Может когда-нибудь, расскажу и о нём. А на этом у меня всё. Спасибо за прочтение и счастливо оставаться!