Найти в Дзене
С Богом по жизни

Межзаветный период: Маккавеи и династия Хасмонеев

Оглавление

(166-63 гг. до н.э.)

МАККАВЕИ (166–143 г. до н.э.)

История выступления Маккавеев против репрессий Антиоха IV вызывает в памяти другие времена и места, когда угнетённые народы боролись за свою свободу. На протяжении всей истории народы часто боролись за политическую независимость.

Маккавейское восстание началось в результате указов сирийского царя Антиоха IV Епифана. Он запретил иудеям исповедовать свою религию. Им было запрещено совершать обряд обрезания, приносить жертвы Богу, хранить субботу и соблюдать свои законы о пище и праздники. Списки их священного закона, Торы, были сожжены. Иерусалимский храм был осквернён тем, что в 167 г. до н.э. на жертвенник всесожжения был водружён языческий жертвенник. Иудеям также было велено поклоняться греческим богам. Наказанием за неповиновение этим указам была смерть, и это наказание безжалостно приводилось в исполнение (1 Мак. 1:41–64; Иосиф Флавий. Иудейские древности 12.5.4).

Начало мятежа

Когда иудейское поклонение Богу было полностью подавлено, иудеи созрели для восстания. Революция началась в 166 г. до н.э. в городке Модин, где престарелый священник по имени Маттафия отказался подчиниться приказу сирийского чиновника совершить жертвоприношение на языческом жертвеннике. Когда другой иудей вызвался сделать это, Маттафия убил и его и сирийского чиновника. Затем Маттафия разрушил жертвенник и, призвав приверженцев Закона присоединиться к нему, вместе с пятью сыновьями бежал в горы. К ним присоединились другие правоверные иудеи, и война иудеев за независимость началась (1 Мак. 2:15–30).

Ход войны

Восстание во главе с Маттафией поддержали хасиды, которые увидели в нём многообещающую возможность восстановить чистоту иудейской религии. Поначалу иудеи под руководством Маттафии вели партизанскую войну; из своих горных укрытий они внезапно нападали на города и селения, убивая сирийских чиновников и эллинизированных иудеев, поддерживавших их (1 Мак. 2:42–48). Поскольку соблюдение субботы во время войны ставило восставших в невыгодное положение, они решили, что позволительно сражаться в свою защиту даже в день субботний (1 Мак. 2:31–41).

Маттафия умер вскоре после начала восстания, но успел поставить своего третьего сына, Иуду, во главе войска, чтобы тот продолжил руководить восстанием. Иуда оказался храбрым и дальновидным командиром. Его стали называть «Маккавей», или «Молот» (1 Мак. 2:49—3:2). Со временем это прозвище стали применять ко всей его семье, к восстанию, которым руководила семья, и ко всему периоду их руководства. Они также были известны как «Хасмонеи», потому что происходили из дома Хасмона.

В конечном счёте, к войску повстанцев присоединилось достаточно иудеев, чтобы Иуда смог выставить армию и сразиться с сирийскими оккупантами. Несмотря на, как правило, численное превосходство противника, он смог одержать несколько больших побед, отчасти потому, что Антиох был занят восстаниями против его правления на востоке империи (1 Мак. 3:10–26). Антиох недооценил серьёзность своей проблемы в Палестине. Когда он, наконец, послал значительные силы на подавление восстания, Иуда разгромил эту армию у Эммауса (1 Мак. 3:27—4:25). Установив контроль над всей территорией, Иуда пошёл на Иерусалим, где занял весь город за исключением Акры. Он восстановил храм, разрушив жертвенник, посвящённый Олимпийскому богу Зевсу, и вновь поставив верных священников.

В 164 г. до н.э., в двадцать пятый день месяца кислева (соответствующего ноябрю-декабрю) — ровно через три года после его осквернения — храм был очищен и заново освящён (1 Мак. 4:36–59). Иудеи посвятили этому событию особый праздник, «Хануку», также известному как «праздник обновления» (Ин. 10:22) и «праздник огней».

Религиозная свобода

Маккавеи с переменным успехом продолжали борьбу с сирийцами, к которым присоединились эллинизированные иудеи и воины соседних стран. В 162 г. до н.э. Лисий, сирийский генерал, которому нужно было что-то делать с восстанием в Антиохии, счёл целесообразным заключить с повстанцами мир, даровав им право беспрепятственно отправлять свои религиозные обряды (1 Мак. 6:55–59). Однако компромисс, принесший мир, кончился тем, что первосвященником был назначен эллинизированный священник по имени Алким. В нарушение данных обещаний Алким казнил нескольких хасидов, и война вспыхнула вновь (1 Мак. 7:5–25).

Религиозная свобода (и назначение первосвященника по линии Аарона) умиротворила хасидов, но Иуда Маккавей и его сторонники не успокоились, пока не добились полной политической независимости. В последовавшей войне Иуда сначала одерживал победы, но в конце концов в 160 г. до н.э. его войско было разбито, а сам он пал в бою (1 Мак. 9:11–22). Командование истощённой армией взял на себя его брат Ионафан (160–143 гг. до н.э.), на смену которому позже пришёл его брат Симон (143–134 гг. до н.э.) (1 Мак. 9:23–31). Ряды повстанцев одно время сократились до нескольких сотен, но всё больше молодых иудеев присоединялось к ним, и сирийцы ничего не могли сделать с этими борцами за свободу.

Политическая независимость

Наконец, к Ионафану пришла победа — больше дипломатическим путём, чем военным. Сирийцев отвлекали внутренние проблемы, борьба за то, кто станет царём. Претенденты на сирийский престол искали помощи у иудеев. Ионафан использовал соперничество сирийцев друг с другом для заключения соглашения с Римом, и в 150 г. до н.э. сирийский правитель Александр признал его первосвященником и правителем Иудеи (1 Мак. 10:1–50; 12:1–4). Однако в 143 г. Ионафан был убит по приказу Трифона, на то время сирийского правителя, напуганного его успехами (1 Мак. 12:46–48).

После смерти Ионафана первосвященником и правителем Иудеи стал Симон, второй сын Маттафии. Очевидно, он был тонким дипломатом и способным военачальником. Говоря словами Роберта Кейта, «Симон сочетал в себе военное мастерство Иуды и дипломатические способности Ионафана». Среди его достижений были следующие: (1) он заключил союз с одним из претендентов на сирийский престол, что в 142 г. до н.э. привело к освобождению иудеев от налогов. Фактически, иудеи добились не только религиозной свободы, но и политической независимости (1 Мак. 15:1–14). (2) Он подписал договор с Римом, который отбил у сирийцев охоту нападать на Иудею (1 Мак. 15:15–24). (3) Он одержал важные военные победы. Он завоевал Газару, а позже его армия под началом его сыновей, Иоанна и Иуды, сорвала планы сирийцев вновь овладеть Иудеей (1 Мак. 15:25—16:10).

К концу Маккавейского восстания последователи Маттафии достигли своих главных целей. Они сбросили тяжёлое ярмо гнёта, под которым народ находился при Антиохе IV Епифане, и восстановили контроль над своей страной, добившись политической независимости. Они также завоевали право поклоняться в соответствии с Божьим законом и восстановили порядок назначения первосвященников по линии Аарона, что приветствовали все слои населения. Однако этот успех дался высокой ценой: кровью тысяч людей, пролитой за этот многолетний период. Ещё более высокой ценой было принесение в жертву религиозных принципов ради достижения могущества — тенденция, становившаяся тем более очевидной, чем дольше Маккавеи правили Иудеей.

ХАСМОНЕИ (143–76 г. до н.э.)

После того как иудеи обрели независимость, потомки Маттафии продолжали ими править вплоть до 63 г. до н.э., когда Иудею завоевали римляне. За почти восьмидесятилетнее правление Маккавеев и их потомков, Хасмонеев, иудеи подчинили себе территорию, равную территории царства Давида, но их материальный успех был достигнут ценой нравственной деградации. Избавившись от притеснителей, сирийцев, они сами стали притеснять своих соседей. Историю их духовного упадка можно проследить на примере жизни Хасмонейских правителей того периода.

Симон (143–134 г. до н.э.)

Когда Симон унаследовал управление Иудеей, за сирийский престол соперничали Трифон и Димитрий II. Симон решил принять сторону Димитрия II на том условии, что иудеи получат полную независимость и освобождение от налогов. Димитрий стал следующим царём Сирии. Тогда «впервые после вавилонского плена [было] сброшено иго язычников над Израилем» (Хёхнер). Иудеи сделали Симона своим руководителем и первосвященником пожизненно. Его притязание на эту должность было одобрено хасидами, признавшими законность права Хасмонеев на первосвященство.

В 140 г. до н.э. Симон был вознаграждён за свои успехи на великом собрании иудейского народа тем, что его признали главнокомандующим армией, этнархом (правителем страны) и первосвященником пожизненно, пока не восстанет пророк. Благодаря ему светское и духовное руководство иудеями стало наследственным правом рода Хасмонеев.

Правление Симона закончилось, когда его зять Птолемей пригласил его на пир, напоил и убил вместе с двумя сыновьями, в попытке совершить переворот (1 Мак. 16:11–17). Однако другой сын, Иоанн Гиркан, был предупреждён, что Птолемей послал убийц умертвить его; он расправился с этими людьми и стал первосвященником и правителем вместо своего отца (1 Мак. 16:18–24).

Иоанн Гиркан (134–104 г. до н.э.)

Независимость Иудеи в эпоху Маккавеев была относительной. Сирийские правители даровали им её, потому что были заняты внутренней борьбой и угрозой с востока в лице парфян. Эта свобода, хотя бы отчасти, была также результатом союза иудеев с другими государствами, правители которых считали, что независимость Иудеи от Сирии в их интересах.

Вначале Гиркану с трудом удавалось сохранять независимость иудеев. Сирийский правитель Антиох VII захватил несколько прибрежных городов Палестины и подверг осаде Иерусалим. Он навязал иудеям договор с требованием распустить армию и заплатить дань.

Только после смерти Антиоха VII в 129 г. до н.э. Гиркан воспользовался внутренними проблемами сирийцев, чтобы вновь обрести для иудеев независимость и распространить свою власть на прилегающие земли. Он захватил города в Заиорданье, а затем, около 128 г. до н.э., овладел Сихемом и горой Гаризим и разрушил самарийский храм. Позже, в 109 г. до н.э., он и его сыновья завоевали всю Самарию (Иосиф Флавий. Иудейские древности 13.9.1; Иудейская война 1.2.6–7).

Кроме того, Иоанн Гиркан обогатил Иудею, вернув прибрежные города Палестины, ранее отнятые Сирией. Затем он одержал победу над Идумеей к югу от Иудеи. Он заставил идумеев принять иудаизм, потребовав, чтобы они обрезались и соблюдали закон Моисея. В связи с этим Чарльз Пфайффер пишет: «Есть некая ирония в том, что внук Маттафии принуждает народ, завоёванный иудейским оружием, к религиозному соответствию!» История показывает, что во многих случаях притесняемые сами превращаются в притеснителей.

В дни Иоанна Гиркана иудеи были относительно единым народом. Они считали его подходящим руководителем, радовались своей независимости и по большей части извлекали выгоду из его экспансионистской политики. Однако во время его правления наметилось разделение, которое постепенно стало представлять для иудеев всё большую проблему. Как раз в это время на исторической сцене появляются фарисеи и саддукеи. Фарисеи были преемниками хасидов и так же, как они, пеклись о религиозной чистоте народа. А саддукеи, больше походившие на сторонников эллинизации, предшествовавших им, были партией богатых и могущественных. Гиркан отвернулся от фарисеев, потому что один из них сказал, что ему следует сложить с себя сан первосвященника. А им не нравилось его явное предпочтение роли царя и небрежность в исполнении обязанностей первосвященника. Саддукеи же, напротив, извлекали выгоду из его военных подвигов (достигнутых в большей степени в результате привлечения наёмников из других земель) и одобряли эту сторону его деятельности. Интересно, что внук Маттафии, деятельность которого была успешной благодаря помощи хасидов, был отвергнут их наследниками, фарисеями, но принят саддукеями, преемниками сторонников эллинизации, против которых Маттафия боролся! (Иосиф Флавий. Иудейские древности 13.10.5–6). Разногласия между этими двумя группами посеяли семена враждебности, которые позже принесли плод в виде гражданской войны.

Аристобул I (104–103 гг. до н.э.)

После длительного правления в качестве этнарха и первосвященника Иоанн Гиркан умер, и на смену ему пришёл его сын Аристобул. После смерти Иоанна Гиркана ожидалось, что править иудеями будет его жена (мать Аристобула). Однако Аристобул упрятал её и троих своих братьев в темницу, чтобы самому принять власть, и там уморил их голодом (Иосиф Флавий. Иудейские древности 13.11.1). Во время своего короткого (однолетнего) царствования Аристобул прибавил к территории Иудеи Итурею и принудил её жителей обрезаться (Иосиф Флавий. Иудейские древности 13.11.3). Он первым из хасмонейских правителей провозгласил себя «царём» (хотя Иоанн Гиркан уже присвоил себе прерогативы царя).

Александр Яннай (103–76 г. до н.э.)

После смерти Аристобула его вдова, Саломея Александра, сочеталась браком с его братом Александром Яннаем, который после этого стал первосвященником и царём иудеев (Иосиф Флавий. Иудейские древности 13.12.1). Яннай продолжил политику своих предшественников, используя иностранные войска для расширения территории Иудеи путём завоевания большинства городов вдоль побережья Средиземного моря, а также территорий вблизи границ Египта. Позже он вторгся в район Десятиградия в Заиорданье, захватил там несколько городов и заставил их жителей стать иудеями. В результате его побед вдобавок к предыдущим «Хасмонейское царство между 142 и 80 гг. до н.э. увеличилось почти вчетверо» (Райке).

Оппозиция к правлению Хасмонеев, начавшаяся с Иоанна Гиркана, во время правления Александра Янная усилилась и выросла. Фарисеи возмущались тем, что он называл себя «царём», и считали, что он нарушил закон Моисея левиратным браком с невесткой, поскольку Моисеев закон учил, что священник должен брать в жёны девственницу (Лев. 21:13–15). И ещё их злило его пренебрежение и высокомерие по отношению к своим первосвященническим обязанностям. Их гнев вырвался наружу около 95 г. до н.э., когда Александр Яннай в качестве первосвященника проводил церемонию во время праздника кущей. В соответствии с поздней традицией он совершил возлияние под свои ноги, а не на жертвенник, как требовали фарисеи (Талмуд. Сукка 48б). Присутствовавшие закричали на него и закидали лимонами, которые принесли для проведения ритуала. В ответ он велел казнить около шести тысяч человек (Иосиф Флавий. Иудейские древности 13.13.5).

Вскоре после этого вспыхнула гражданская война. Она началась, когда Яннай вернулся в Иерусалим, потерпев поражение от набатейских арабов. Его враги посчитали, что теперь он уязвим, пошли в наступление и начали восстание, которое продлилось около шести лет. На удивление, его враги, фарисеи, в борьбе с Хасмонеями обратились за помощью к сирийцам, против которых восстали их праотцы семьюдесятью годами ранее! Однако когда сирийский правитель разбил Янная, просившие у него помощи иудеи поплатились за то, что присягнули на верность иноземцу. Их стало возмущать присутствие иноземной власти на своей территории. В результате они переметнулись на другую сторону, оказали Александру Яннаю поддержку, благодаря чему он победил врагов и вернул себе власть над царством.

Свою победу Яннай отметил, жестоко отомстив своим иудейским врагам. Однажды, пируя со своими наложницами в Иерусалиме, он приказал распять около восьмисот иудеев на виду у всего города. Вдобавок к этому варварству он велел перерезать горло у их жён и детей на их глазах, когда они были ещё живы (Иосиф Флавий. Иудейские древности 13.14.2).

Несмотря на то, что Яннай до конца жизни продолжал свои военные кампании, его иудейские подданные больше уже не бунтовали. Перед смертью, случившейся в 76 г. до н.э., он посоветовал своей жене Александре помириться с фарисеями. Этот совет говорит о росте их влияния и важности их партии (Иосиф Флавий. Иудейские древности 13.15.5).

Пфайффер называет Александра Янная «тираном». Кейт говорит, что за своё продолжительное царствование он шёл на ужасные компромиссы, «предав лучшие идеалы иудаизма, эллинизма и Маккавеев». Историки делают вывод, что последствия правления Александра Янная привели к конечному падению Хасмонейского царства.

САЛОМЕЯ АЛЕКСАНДРА (76–67 г. до н.э.)

Саломея Александра — одна из наиболее интересных личностей межзаветного периода. Она — единственная женщина, правившая Иудеей в то время, — царствовала с 76 по 67 г. до н.э. Правда, после её смерти Хасмонейское царство просуществовало всего несколько лет. Она управляла умирающим царством, терзаемым внешними врагами и внутренней борьбой. Её история может служить иллюстрацией власти женщин, используемой на добро или зло.

Впервые на сцене истории Александра появляется в качестве жены Аристобула I, который был царём и первосвященником всего около года (104–103 г. до н.э.). Когда он умер, она вышла замуж за взошедшего на престол его брата, Александра Янная, хотя Моисеев закон запрещал первосвященнику брать в жёны кого бы то ни было, кроме девственницы. Она была значительно старше Александра Янная. По словам Слоуна, когда они поженились, ей было тридцать семь лет, а ему двадцать четыре. Александра была царицей в течение его долгого царствования с 103 по 76 г. до н.э.

Царствование Александры

Перед смертью Александр Яннай назначил Александру правящей царицей. Сам он отвернулся от фарисеев и благочестивых иудеев, что вызвало длительную гражданскую войну, но перед смертью посоветовал Александре помириться с фарисеями (Иосиф Флавий. Иудейские древности 13.15.5). Иосиф Флавий сообщает, что она последовала совету своего мужа, в результате чего в период её правления фарисеи стали влиятельной силой. Иудейский историк пишет: «Таким образом она носила лишь имя царицы, вся же власть на самом деле была в руках фарисеев» (Иосиф Флавий. Иудейские древности 13.16.2). И действительно, в период её царствования фарисеи были самой сильной и влиятельной сектой в стране. Александра стала правительницей Иудеи в 76 г. до н.э. в возрасте шестидесяти трёх лет. Своего старшего сына, Гиркана II, она назначила первосвященником (Иосиф Флавий. Иудейские древности 13.16.2; 20.10.1). В целом, она правила мудро. Когда фарисеи хотели отомстить саддукеям за их участие в казни тех, кто протестовал против отсутствия у Александра Янная уважения к Закону, она разрешила казнить собственно советников Янная, после чего положила конец дальнейшим требованиям возмездия со стороны фарисеев (Иосиф Флавий. Иудейские древности 13.16.2–3).

Царствование Александры было, в общем, мирным и успешным. В раввинской литературе подчёркивается, что в период её правления земля Израиля была такой плодородной, что «зёрна пшеницы, овса и чечевицы вырастали до необычайных размеров и сохранялись, чтобы показать будущим поколениям, чего может достичь благочестие» (Гафни). Хотя раввины явно преувеличивали её добродетель, её популярность среди народа, вероятно, и побудила Янная назначить её своей преемницей. Кроме того, по некоторым сведениям, она «строго соблюдала религиозные предания» и «прогоняла от себя любого нарушителя религиозного закона». Позволив фарисеям управлять религиозными делами страны, контроль над государством Александра оставила за собой. Благодаря «постоянной вербовке и набору иностранных войск, она вдвое увеличила численность своей армии». Под влиянием фарисеев она не стала продолжать практику территориальной экспансии своих предшественников. Хотя она всё же предприняла военную операцию против Дамаска под командованием своего сына Аристобула II, поставленная задача выполнена не была (Иосиф Флавий Иудейские древности 13.16.3). Однако ей удалось предотвратить оккупацию армией Армении, отправив послов с дарами к их царю (Иосиф Флавий Иудейские древности 13.16.4).

Она застала начало краха дома Хасмонеев. Вскоре после её успешной дипломатии с армянами возникли внутренние раздоры. Младшему сыну Александры, Аристобулу II, не нравилось, что первосвященником и наследником престола она назначила своего старшего сына, Гиркана II. Не согласный со второстепенной ролью, Аристобул II воспользовался болезнью матери, чтобы захватить власть. Он привлёк армию наёмников и попытался снискать расположение тех, кто был лишён власти в результате благосклонного отношения царицы к фарисеям. Он поставил военные гарнизоны во многих крепостях по всех земле и объявил себя царём. Александра умерла в 67 г. до н.э., так и не успев отреагировать на его мятеж (Иосиф Флавий Иудейские древности 13.16.5-6).

Значение Александры

Трудно дать оценку этой выдающейся женщине. Некоторые выдвигают гипотезу, что во время правления Александра Янная реальная власть была сосредоточена в её руках. В пользу этого взгляда говорят те факты, что, выходя замуж за Янная, она уже была царицей, что это она освободила Янная (месте с двумя его братьями) из тюрьмы, когда умер Аристобул (и обеспечила его воцарение), что она была старше его и что она продолжила править после его смерти. Если она действительно имела власть над мужем, тогда она хотя бы отчасти несёт ответственность за успехи (расширение иудейской державы) и неудачи (жестокость по отношению к врагам) правления Александра Янная. Возможно также, что она была лишь невинным свидетелем и не могла предотвратить жестокость мужа, даже если бы захотела. Если она одобряла проводимые её мужем гонения фарисеев, ей хватило ума к моменту его смерти увидеть, что они стали настолько могущественными, что нужно создавать с ними союз. Если свидетельствам иудейских писателей можно доверять, то Александра верно исполняла, как минимум, ритуальные требования закона Моисея. Она, несомненно, сожалела — но вряд ли удивлялась, — что её младший сын был неудовлетворён своим второстепенным положением и восстал против неё и своего брата.

В любом случае Александра была незаурядной личностью. Подытоживая её царствование, Кейт говорит, что она была «достаточно способной, честолюбивой и мудрой, чтобы понять, когда было пора уступить оппонентам и когда было безопасно противостоять им».

Правление Саломеи Александры демонстрирует ту истину, что в древние времена обретение власти, её употребление и злоупотребление не ограничивалось мужчинами. На протяжении тридцати семи лет она была одной из самых влиятельных личностей в царстве Иуды. Однако её силы и мудрости было недостаточно, чтобы обеспечить стабильность царства после её смерти. Через четыре года после её кончины римляне овладели страной, которую назвали «Иудеей».

ГИРКАН II АРИСТОБУЛ II (67–63 г. до н.э.)

Последняя глава в истории правления Хасмонеев была короткой и бессобытийной. «Дом Хасмона» «разделился сам в себе» и не устоял (см. Мф. 12:25). После смерти Саломеи Александры в 67 г. до н.э. царство разделилось в результате вражды двоих её сыновей, Гиркана II и Аристобула II. Их разлад был началом конца царства. Это служит напоминанием нам о том, какую беду может принести разъединение сегодня.

Конфликт между Гирканом II и Аристобулом II

Гиркан II был старшим сыном Александры в браке с Александром Яннаем. После смерти мужа Александра назначила Гиркана II первосвященником и хотела сделать его единственным наследником престола после своей смерти.

Очевидно, Гиркан II не был прирождённым правителем. Многие историки сходятся на том, что по своему характеру он мало подходил для роли сильного правителя, как его мать, а до неё — его отец. Чарльз Грант говорит, что он был «неактивным, покладистым, но праздным и неумелым… безобидным, но готовым орудием для энергичных и беспринципных». Бо Райке называет его «откровенным лентяем». Кейт изображает его «кротким и мягким человеком без амбиций», Слоун пишет, что Гиркан II был «невоенным человеком, некомпетентным и, возможно, умственно неполноценным». Эти характеристики могут быть отчасти преувеличенными, учитывая тот факт, что следующие тридцать с лишним лет Гиркан II продолжал играть определённую роль в иудейской истории. Тем не менее, как слабый руководитель, он подходил фарисеям, которые в то время были доминирующей партией.

С другой стороны, младший брат Гиркана, Аристобул, по рассказам, был способным и амбициозным. Еще до смерти матери он набрал армию и укомплектовал крепости на всей земле (Иосиф Флавий. Иудейские древности 13.16.5). А после её смерти предпринял действия с целью свержения правительства Гиркана, чтобы самому стать признанным царём.

Войска двух братьев сошлись на поле битвы при Иерихоне. Аристобул и его армия при поддержке саддукеев без труда одержали победу над Гирканом и фарисеями. После этого Аристобул стал царём и первосвященником, взяв имя «Аристобул II». В победе он проявил явное великодушие, сохранив своему брату Гиркану жизнь, если тот отойдёт от дел (Иосиф Флавий. Иудейские древности 14.1.2).

Вначале Гиркан II, видимо, был удовлетворён таким соглашением, явно не имея больших амбиций и жажды власти. Однако Антипатр II, идумеянин, которого Александр Яннай назначил правителем Идумеи, имел на него другие виды. Он убедил Гиркана II, что именно он должен быть царём и первосвященником, что брат хочет его убить и что ему нужно попытаться вернуть себе царство (Иосиф Флавий. Иудейские древности 14.1.3–4).

Антипатр и Гиркан II тайно покинули Иерусалим и отправились в Петру, столицу Набатеи. Там они укрылись во дворце Ареты III, царя набатейских арабов. Арета согласился помочь Гиркану II, если тот вернёт двенадцать городов, которые его отец, Александр Яннай, отнял у арабов. Гиркан II принял это предложение, после чего Арета (вместе с Гирканом II и Антипатром) напал на Аристобула II, который потерпел поражение. Это произошло в 65 г. до н.э. перед Пасхой, и последующая осада длилась несколько месяцев. Многие иудеи присягнули на верность Гиркану II, однако священники остались верными Аристобулу II (Иосиф Флавий. Иудейские древности 14.1.4—14.2.2).

ЗАВОЕВАНИЕ РИМЛЯНАМИ

И тут на сцену выходят римляне. Римский генерал Помпей одержал победы для Рима на Востоке, захватив остатки империи Селевкидов. Его, разумеется, заинтересовала гражданская война, которую вели иудеи. Лейтенант Помпея по имени Скавр отправился в Дамаск, а затем в Иудею, чтобы напасть на Иерусалим. Иудеи признавали мощь Рима; поэтому обе стороны конфликта послали делегации к Скавру с дарами, прося у Рима помощи. Скавр принял сторону Аристобула II, поэтому он снял осаду Иерусалима и приказал Арете вернуться в Набатею. После этого Аристобул II выступил против Ареты и Гиркана II, на голову разбив их (Иосиф Флавий. Иудейские древности 14.2.3).

Через какое-то время Помпей сам вмешался в конфликт, который в конечном счёте дал ему возможность прибавить Иудею в свой список завоеваний. Пока Помпей был в Дамаске, и Гиркан II и Аристобул II отправили туда своих посланников, чтобы подтвердить своё право на управление иудеями. Помпей выслушал обе стороны и пообещал со временем разрешить ситуацию. По-видимому, он взял сторону Гиркана II, который был старшим братом и потому имел право на руководящую роль. Он также раскритиковал Аристобула II за его насильственные действия (Иосиф Флавий. Иудейские древности 14.3.1–4).

Аристобул II приготовился воевать против римский армии, но передумал и заключил с Помпеем союз. Однако он не исполнил своих обещаний Помпею. За нарушение обещания генерал схватил Аристобула II и осадил Иерусалим, а Гиркан II всеми возможными способами поддержал его. В результате в 63 г. до н.э. Помпей вошёл в Иерусалим и через три месяца одержал победу над армией Аристобула II, который отступил к храмовой горе. Помпей возмутил иудеев тем, что вошёл в святое святых, куда разрешалось входить только первосвященнику. В остальном же он храм не тронул и не стал запрещать иудеям исповедовать свою веру (Иосиф Флавий. Иудейские древности 14.4.1–4).

В результате римского завоевания Иудея вошла в состав римской провинции Сирии. Хотя большая часть территории, находившейся под властью иудеев (той, что была завоёвана Иоанном Гирканом и Александром Яннаем), была у них отнята, регионы Галилея, Перея и Идумея остались за Иудеей. Гиркан II был вознаграждён за верность Риму тем, что получил подтверждение должности первосвященника Иудеи (63–37 г. до н.э.) (Иосиф Флавий. Иудейские древности 14.4.4). Позже Юлий Цезарь также присвоил ему титул «этнарха», но не «царя» (Иосиф Флавий. Иудейские древности 14.8.5; 14.10.2). Иудеи должны были платить Риму ежегодную дань, а проигравшие в гражданской войне — Аристобул II и его союзники — были вывезены в качестве пленников, «чтобы украсить триумф Помпея в Риме» (Пфайффер) (Иосиф Флавий. Иудейские древности 14.4.5).

КОНЕЦ НЕЗАВИСИМОСТИ ИУДЕЕВ

Раздор в семье Хасмонеев вылился в гражданскую войну, которая, в свою очередь, привела к тому, что Рим в 63 г. до н.э. покончил с независимостью иудеев. Царству, которое Маккавеи так жертвенно установили, пришёл конец. К сожалению, «все идеалы, ради которых стоило жить и умереть, исчезли. Царство умерло на алтаре человеческих амбиций, принесённое в жертву богу власти» (Кейт).

ЗНАЧЕНИЕ МАККАВЕЕВ И ХАСМОНЕЕВ

Правление Маккавеев и их потомков, семьи Хасмонеев, завершилось раздором, результатом которого стала утрата иудеями своей независимости. Можно представить себе разочарование иудеев, когда они увидели, как над Иерусалимом поднимается герб Римской империи.

Оглядываясь на ту эпоху, мы тоже можем испытывать разочарование — но не оттого, что иудеи утратили политическую власть. Мы сожалеем, что Хасмонеи отказались от высоких моральных и религиозных принципов, которыми должны были руководствоваться. Действительно, анализируя хасмонейское правление в целом, мы склонны относиться к нему критически. Движение, которое возглавил иудейский священник, посвятивший свою жизнь соблюдению Божьего закона, переродилось в царство под управлением семьи, единственной очевидной целью которой было удержаться во власти.

Тем не менее, достижения этой семьи были колоссальными. Они завоевали религиозную свободу и политическую независимость для иудейского народа, прибавили значительную территорию к Иудее и ассимилировали многочисленные другие семитские народы в лоно иудаизма, зачастую с применением силы. Согласно Менахему Стерну, их достижения были важны не только для истории иудеев, но также для истории всего человечества. Успех их восстания имел своим результатом сохранение иудейской религии. В силу этого оно «внесло свой вклад в определяющее влияние единобожия в западной культуре и истории». Кроме того, в результате их политики «иудейский народ перестал играть маргинальную роль в истории и оказал влияние на грядущие поколения». Не оправдывая ошибок этих правителей, христиане сегодня могут быть благодарны за их значительные достижения.

Проповеди на разные темы | С Богом по жизни | Дзен