Найти тему

Танк,заменивший Т-34 после войны

Оглавление
18 июля 1944 года было подписано постановление ГКО №6209с «Об организации производства средних танков Т-44 на заводах №75 и №264 Наркомата танковой промышленности». Тем самым Сталин дал отмашку запуску производства сменщика Т-34. Вместе с тем полноценной заменой Т-34-85 эта машина так и не стала. Выпускалась она на заводе, фактически являвшемся резервным, а объёмы производства, по сравнению с тем же Т-34-85, были весьма скромными. Т-44 прочувствовал на себе все проблемы революционной машины. Впрочем, эксплуатация этого танка оказалась довольно долгой,он даже успел повоевать.
Серийный Т-44, 1945 год
Серийный Т-44, 1945 год

История создания

После встречи с новыми танками Германии - "Пантерой" и "Тигром" Т-34-76 не справлялась.Решением данной проблемы было создание нового танка,имеющего максимальное увеличение толщины лобовой брони в сочетании с более мощной (сравнимой с германскими тяжёлыми танками) пушкой.

Поэтому в 1943 году была подготовлена достойная смена для Т-34, разработанная конструкторском бюро (отдел № 520, главный конструктор А. А. Морозов) Уральского танкового завода № 183 имени Сталина, получившая рабочий индекс Т-44, или объект 136.

Первый образец танка Т-44 во время испытаний, зима 1944 года
Первый образец танка Т-44 во время испытаний, зима 1944 года
На первом образце Т-44 мехвод сидел в будке. Ее так назвали те, кто ее создал и кто на танке ездил. Проблема в том, что такая конструкция особых плюсов в обзорности не давала, а вот проблем создавала массу. К примеру, будка мешала башне и пушке, да и о удобстве мехвода все тут написано.
На первом образце Т-44 мехвод сидел в будке. Ее так назвали те, кто ее создал и кто на танке ездил. Проблема в том, что такая конструкция особых плюсов в обзорности не давала, а вот проблем создавала массу. К примеру, будка мешала башне и пушке, да и о удобстве мехвода все тут написано.

Главной задачей для конструкторов стала полная перестановка моторно-трансмиссионного отделения танка.Двигатель Т-44 был установлен не вдоль, а поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором. Также удалось снизить и высоту двигателя за счет перемещения воздухоочистителя к борту, перемещения радиатора поперек корпуса позади коробки передач и смещения вентилятора к корме танка.

Второй образец Т-44, лето 1944 года
Второй образец Т-44, лето 1944 года

Боевое отделение увеличилось.Это повысило балансировку и положительно сказалось на точности огня на ходу. Увеличился модернизационный потенциал, места теперь хватало даже для установки 122-мм пушки от ИС-2.

Также снизилась нагрузка на передние катки, поэтому стало возможно увеличить лобовую броню корпуса до 90 мм, а лобовую броню башни до 120 мм.

Танк производился с 1944-1947 года.Всего было выпущено 1823 единицы

Вооружение

До серийного танка Т-44 выпускался опытный Т-44–85 оснащенный пушкой Д-5Т и Т-44-122 имеющие пушку Д-25. Танк Т-44–85 имеющий на вооружении Д-5Т построили до принятия на вооружение пушки ЗИС-С-53. В связи с этим, как только пушка ЗИС-С-53 на танках Т-34 стала стандартной, был переделан и танк Т-44. 122-миллиметровая пушка на средний танк была установлена по требованию военных, однако в ходе испытаний выяснилось, что данное орудие не подходит для среднего танка.

Третий образец танка Т-44 со 122-мм орудием, зима 1944 года
Третий образец танка Т-44 со 122-мм орудием, зима 1944 года

В 45-м году разработали новую башню под 100-миллиметровую пушку Д-10Т или ЛБ-1. На крыше люка заряжающего была установлена турель с зенитным пулеметом ДШК, ходовая часть и борта прикрыли 6-миллиметровыми противокумулятивными экранами.

Курсовой пулемёт оставили, но теперь он был жестко закреплен в лобовой броне, стрельбу из него вёл механик-водитель. На освободившемся месте стрелка-радиста разместили топливный бак.

Двигатель

На танке был применен новый двигатель В-44 мощностью 520 л. с. и новая 5-ступенчатая коробка передач.

Т-44 выпуска января 1945 года
Т-44 выпуска января 1945 года

Эксплуатация

В Великой Отечественной войне Т-44 принять не успел.

В 1961 году все танки модернизировались с целью унификации ходовой части с основным советским танком Т-54. Кроме того, машины, получившие обозначение Т-44М, получили приборы ночного наблюдения и увеличенный боекомплект, а на командирском Т-44МК за счёт уменьшения боекомплекта установили вторую радиостанцию. В 1965 году часть Т-44 была переоборудована в бронированные тягачи БТС-4, а в 1966 году оставшиеся танки оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С.

В конце 1970-х годов Т-44 был снят с вооружения Советской армии.

Т-44 на учениях, начало 1950-х годов
Т-44 на учениях, начало 1950-х годов

В начале 1960-х годах танк был широко распространён в контингентах советских войск, дислоцированных на территории стран-участниц Организации Варшавского договора, где использовался для учебных целей, — в частности, для обучения танкистов стрельбе из 85-мм танковой пушки, боеприпасы к которой остались в большом количестве на складах, в то время как её планировалось списывать с вооружения.

Единственным вооруженным конфликтом, в котором участвовал Т-44, была Операция «Вихрь». Кроме того, под конец своей службы им всё же довелось «участвовать» в Великой Отечественной войне в роли немецких танков Pz VI «Тигр» в фильмах «Освобождение» и «Они сражались за Родину».