-Слышала, какие у Ани проблемы? Я с ней случайно в детской поликлинике столкнулась! - рассказывала мне моя однокурсница Нелли, - Вот всегда думаешь, лучше бы ты болела, а не твой ребенок! И ничего не помогает!
У нас был очень дружный институтский курс. Но, как водится, через годы поле окончания, мы подрастерялись: работа, свои семьи, дети пошли. Созванивались, виделись на вечерах встречи, но плотно за жизнями друг друга уже не следили. С Аней я дружила, держали связь и после того, как она вышла замуж и родила ребенка. Правда, последнее время Аня как-то скоро сворачивала разговоры: некогда.
-Ань, - позвонила я ей в тот же вечер, - почему не сказала? Может быть помощь нужна? Что случилось вообще? Это серьезно? Что врачи говорят?
-Мы думали, - ответила Аня, - что проблемы начались после неудачной прививки, знаешь же, все дети реагируют по-своему. А потом по врачам пошли, анализы сдали, оказалось - генетика.
Первое время Анна справлялась с ребенком сама, напрягались родные и близкие. Советовали специалистов, Аня начинала лечение, но оно или не очень помогало, или Аня, не видя скорых результатов, сворачивала курс и начинала искать нового врача.
-Ну подожди, - уговаривали ее не бросать процедуры мама и подруги, - рано еще судить, время покажет, помогло или нет!
-Вам не понять, - отмахивалась подруга, - деньги на ветер, разводилово. У вас дети здоровые, а я себе во всем отказываю и плачу за лечение, которое не помогает!
-Давайте поможем Ане! - кинула клич в соцсетях еще одна наша подруга, - Ну так, чтобы не разово, а ежемесячно деньги переводить? Кто сколько может. От нас 100 или 200 рублей в месяц с каждого - не убудет, а ей поддержка! А может быть кто-то и больше сможет...
И мы начали собирать деньги, ребята у нас активные, а тут еще и повод серьезный: у всех же дети, все эту историю на себя примеряли. некоторые друзья переводили весомые суммы: и 5000 и 1000 рублей.
-Как вы там? - звоню Ане месяца через 2, - Как твой Митя?
-Да как, как всегда, - ответила подруга, - что с деньгами? Все то же самое, не хватает. В первый месяц нормально мне помогли, а в этом уже гораздо меньше на карту упало. Света, Люда и Аркаша в этом месяце вообще ничего не перевели, Миша в прошлом месяце кинул пятерку, а в этом - совсем ничего! А ведь у него своя фирма!
Меня неприятно резанул по ушам монолог подруги. Это надо, она отслеживать начала, кто перевел, кто нет, кто сколько перевел! Ну ведь это не налог, люди и не обязаны. Мало ли какая у кого ситуация в этом месяце? Может забыли, может сами не выруливают.
-Да я так и знала, - продолжала Аня, - кинут копейку и все сойдет на нет! Зато у всех самодовольство зашкаливает: мы же благотворители, мы же помогли!
Если бы речь шла не о проблемах ребенка, я после таких слов ничего Ане переводить больше не стала, как-то гаденько она себя повела. Но ведь малыш, ведь проблемы реальные!
-Да ты к Палычу обратись! - сказал как-то начальник моего отдела, когда узнал эту историю, - Он мужик состоятельный и добрый, мимо такого случая не пройдет.
На следующий день помощник нашего генерального позвонил и попросил ему передать координаты Ани. Что конкретно Аня получила - она не говорила. Несколько месяцев на мои звонки подруга говорила, что все нормально, что Митя проходит реабилитацию. А через полгода раздался ее возмущенный звонок:
-Твой хитровыделанный шеф затребовал медицинские документы! Ты представляешь! Без них, говорит, платить больше не буду.
-Ань, ну может он и прав? Какая трудность отсканировать выписки?
-Да прямо времени у меня вагон, чтобы по врачам бегать от ребенка! Два курса реабилитации оплатил и все? Теперь ему документы понадобились? Ему бумажки важнее жизни ребенка!
Объяснить, что время сейчас такое, что трудно верить на слово, тем более, что благотворитель и не знал Аню лично, а потому сомневаться имел право, не удалось. У подруги снова были все кругом сволочи, не понимающие ее беды.
А через год Аня неожиданно... родила второго ребенка. И начались ее звонки с жалобами по второму кругу:
-Митя на руках, еще и младенец, а муж с работы уволился, начал на бирже играть. Представляешь? Денег совсем нет. Я устала смертельно. Да тебе не понять, у тебя ребенок здоров...
-Да не общайся ты с ней, - советовали и мама, и свекровь, - Ее послушать, так ты должна испытывать чувство вины за то, что у тебя дочка здорова! Муж чудит? Да, это не дело. Но кто просил Аню рожать второго? Что она, мужа своего не знала или у Мити вчера эти проблемы появились?
Но я не могла перестать с Аней общаться, мне казалось, что я предам подругу, которой и так тяжело. Я, да еще несколько ребят продолжали подкидывать ей деньги время от времени.
-Надоело все, сил больше нет, - сказала Аня прошлым летом, - я отдохнуть хочу. Я уже несколько лет только и вижу, что дом и больницы. Я на море не была 7 лет. Хочу в Тай. Решили все вместе поехать. Младший подрос, да и Мите пойдет на пользу.
Я мысленно посчитала, сколько стоит отдых в Таиланде на 4-х. Начетисто! Но подумала, что муж Ани начал зарабатывать лучше. В конце концов, имеют право.
-Вот ты работаешь, муж твой работает, дочка у вас беспроблемная, - съязвила при встрече Нелли, - а в Таиланде ты всей семьей была? Нет? И я - нет. Дорого, далеко, с одним-то здоровым маленьким ребенком в самолете очумеешь. Уж лучше Турция или Анапа. А чаще - бабушка в деревне.
-Я тебе в соцсети пост кинула, - позвонила мне Аня месяца через полтора, - размести на своей страничке, плиз! Нам деньги надо собрать на коляску для Митеньки.
Специальная коляска для Митеньки стоила 150 тысяч рублей. Какого, думаю, хрена, ты, Аня в Тай летала, если знала, что сыну нужна коляска? Это свою мысль я подруге и озвучила.
-Нам отдых был необходим, ты не понимаешь, каково это, с таким ребенком жить! Поэтому и улетели, а на коляску соберут неравнодушные добрые люди!
Пост я этот все же разместила. А потом страничка Ани в интернете стала больше напоминать альбом ее старшего сына. Митя "вживую" - жизнерадостный и активный мальчик, разумный и контактный. А фотки Аня специально ставила такие, чтобы до слез пробирало: чуть ли не овощ с глазками в кучку и текущими слюнками.
"Открываю сбор денег на стульчик для купания. Митенька очень любит плескаться в ванной, но для того, чтобы он смог делать это, нам срочно нужно 100 тысяч! Не проходите мимо нашей беды!" - гласил следующий пост Ани.
-Дети? - мы столкнулись с Аней в октябре, садике оба! Младший в обычном, а Митю удалось устроить в специализированный. Нет, что ты, я не работаю! Как работать с таким ребенком. Да как дела, с мамой ругаюсь постоянно, она меня все время в чем-то обвиняет, что живу не по средствам, что на маникюр хожу. По ее словам, мне надо платочек черный повязать и сидеть.
Вид у Ани был вполне процветающий: изысканный маникюр, укладка, дорогие туфли и сумочка.
Ну, если дети все равно в саду, может мама и права в чем-то? - подумала я, - Можно пойти работать хотя бы на половину дня или что-то рядом с домом найти?
-Представляешь, - позвонила вездесущая Нелли, - наша Аня новомодный вирус словила. В легкой форме, но тест положительный.
Я решила позвонить Ане, узнать, как самочувствие.
-Нормально, - отвечает, - гулять собираемся. Надоело дома сидеть, выть уже хочется. Сидеть дома надо, чтобы никого не заражать? Не смеши. Я в такую чушь вообще не верю. А вообще, чихать я хотела на других, что они мне? Мне на всех все равно!
Я представила, что среди "других", на которых чихать Ане, может быть моя мама, мама моего мужа, десятки людей, которым не так повезет и у которых вирус не будет протекать в легкой форме. Представила и положила трубку. Телефон подруги я немедленно добавила в черный список.
-Аня звонила, - с усмешкой рассказывала Нелли недели через две, - на тебя жаловалась. Бросила ты ее в рудную минуту, когда она вирусом болела тяжело. И трубку не берешь, и деньги не несешь! Мне она пожаловалась уже последней, позвонила всем с рассказом о вероломной подруге. Но у нас умные ребята были на курсе. Все уже все поняли. Мы черствые люди, которым плевать на ее Митю и на нее саму, героическую маму. Я что думаю? Да чихать я на нее хотела!
И я тоже.