Отзвонились первые ласточки, написавшие сегодня ЕГЭ по русскому языку. По их ощущениям, тестовая часть была не очень сложной. Один мальчик сомневался в паронимах: в предложенном варианте было "двойное чувство" - он выбирал между "двоякое" и "двойственное", по итогу остановился на "двояком". У других с паронимами было просто: "корневой житель" и "красящие сны". Тексты были по Паустовскому о маленьких городах, "захолустьях" и Нагибину ("про сторгую мать", как сообщил ученик). Девочка-отличница переживает за 20 задание: сомневается, верно ли выделила границы придаточных.
Эта же девочка писала 3 июля литературу: в её варианте был отрывок из "Вишнёвого сада"(там всё понятно) и стихотворение А. Вознесенского "Тоска" (вот тут засада). Вопрос 15: "Как вы понимаете смысл последних двух строк стихотворения?" Само стихотворение выглядит так:
Загляжусь ли на поезд с осенних откосов,
забреду ли в вечернюю деревушку —
будто душу высасывают насосом,
будто тянет вытяжка или вьюшка,
будто что-то случилось или случится —
ниже горла высасывает ключицы.
Или ноет какая вина запущенная?
Или женщину мучил — и вот наказанье?
Сложишь песню — отпустит, а дальше — пуще.
Показали дорогу, да путь заказали.
Точно тайный горб на груди таскаю —
тоска такая!
Я забыл, какие у тебя волосы,
я забыл, какое твое дыханье,
подари мне прощенье, коли виновен,
а простивши — опять одари виною…
На мой взгляд, сложный вопрос, не для школьников совсем. Иногда формулировка 16 задания является подсказкой для 15. Но там было что-то вроде "В каких стихотворениях русских поэтов встречается тема разочарования и тоски?" Сам по себе вопрос простой, но для ответа на 15 мало что даёт.
"Большие " сочинения были связаны с творчеством Гоголя (смешные сцены в "Ревизоре"), Достоевского (что-то про бунт Раскольникова), Маяковского и Платонова. А вот тут у меня вопрос, дорогие коллеги: разве тема 17.4 не должна быть связана с современной литературой? То есть с творчеством писателей, которые в кодификаторе непосредственно после Платонова и Солженицына? И разве она не должна формулироваться так, чтобы её можно было раскрыть на примере творчества любого автора второй половины 20 - начала 21 века? Например, тема войны в произведениях 20-21 века или женские образы в современной литературе?
Поздравляю всех сдавших экзамен сегодня и удачи тем, кто пишет русский завтра.