Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Вести с полей: ощущения первых учеников, вернувшихся с ЕГЭ

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Отзвонились первые ласточки, написавшие сегодня ЕГЭ по русскому языку. По их ощущениям, тестовая часть была не очень сложной. Один мальчик сомневался в паронимах: в предложенном варианте было "двойное чувство" - он выбирал между "двоякое" и "двойственное", по итогу остановился на "двояком". У других с паронимами было просто: "корневой житель" и "красящие сны". Тексты были по Паустовскому о маленьких городах, "захолустьях" и Нагибину ("про сторгую мать", как сообщил ученик). Девочка-отличница переживает за 20 задание: сомневается, верно ли выделила границы придаточных.

Эта же девочка писала 3 июля литературу: в её варианте был отрывок из "Вишнёвого сада"(там всё понятно) и стихотворение А. Вознесенского "Тоска" (вот тут засада). Вопрос 15: "Как вы понимаете смысл последних двух строк стихотворения?" Само стихотворение выглядит так:

Загляжусь ли на поезд с осенних откосов,
забреду ли в вечернюю деревушку —
будто душу высасывают насосом,
будто тянет вытяжка или вьюшка,
будто что-то случилось или случится —
ниже горла высасывает ключицы.
Или ноет какая вина запущенная?
Или женщину мучил — и вот наказанье?
Сложишь песню — отпустит, а дальше — пуще.
Показали дорогу, да путь заказали.
Точно тайный горб на груди таскаю —
тоска такая!
Я забыл, какие у тебя волосы,
я забыл, какое твое дыханье,
подари мне прощенье, коли виновен,
а простивши — опять одари виною…

На мой взгляд, сложный вопрос, не для школьников совсем. Иногда формулировка 16 задания является подсказкой для 15. Но там было что-то вроде "В каких стихотворениях русских поэтов встречается тема разочарования и тоски?" Сам по себе вопрос простой, но для ответа на 15 мало что даёт.

"Большие " сочинения были связаны с творчеством Гоголя (смешные сцены в "Ревизоре"), Достоевского (что-то про бунт Раскольникова), Маяковского и Платонова. А вот тут у меня вопрос, дорогие коллеги: разве тема 17.4 не должна быть связана с современной литературой? То есть с творчеством писателей, которые в кодификаторе непосредственно после Платонова и Солженицына? И разве она не должна формулироваться так, чтобы её можно было раскрыть на примере творчества любого автора второй половины 20 - начала 21 века? Например, тема войны в произведениях 20-21 века или женские образы в современной литературе?

Поздравляю всех сдавших экзамен сегодня и удачи тем, кто пишет русский завтра.