Эта старая фотография похожа на шутку человека, озабоченного «женской проблемой» конца XIX века. Явно постановочный характер картинки (в западных странах не было рикш, тем более рикш-женщин) означает, что существенной является каждая деталь.
Первое, что бросается в глаза, — две понурые женщины, впряженные в двухколесную коляску без верха. Они одеты в платья с турнюрами, которые наращивали нижнюю часть женского силуэта сзади, отчего вид сбоку действительно напоминал лошадиный круп.
В этой моде ретрограды усматривали атаку на женственность, как ее понимали во времена «короля-солнца» или в середине XIX века. Ведь как ни крути, а женский силуэт с открытым декольте, туго затянутой талией и широкой юбкой выглядит гораздо более выразительно, чем фигура в закрытом платье с «откляченным задом». Особенно если такой наряд был надет не на утонченную аристократку, а на женщину более низкого сословия.
Но таковы были веяния времени. Бурное развитие производства, увеличение доли женского труда в общественных работах и возникновение индустрии женской моды «для всех» способствовали ее проникновению на низшие ступни социальной лестницы. Массовые тиражи журналов мод и сети магазинов с разумными ценами сделали модную одежду доступной для женщин из неблагородных сословий, особенно для работающих. Акцент на работающих женщин подчеркивает фон фотографии: булыжник мостовой и кирпичная кладка невзрачной, явно фабричной стены.
Теперь внимательно смотрим на две другие женские фигуры. Одна из них — наездница с кнутом в руках, другая — зрительница. Первая сидит в коляске, вторая стоит, скрестив руки, и наблюдает за происходящим с равнодушным неодобрением. При этом повозка, которую еле тянут «рабочие лошадки», похожа на коляску, предназначенную для лошадиных бегов.
Именно в этой пародии на лошадиные бега — главная изюминка фотографии, автор которой не только издевался над модой и фиксировал веяния времени, но и зло высмеивал амбиции предводительниц женских движений, массовый рост которых отмечен как раз в это время. Расстановка фигур подчеркивает разницу между лидерами этих движений (наездница с кнутом), их участницами (еле тянущие повозку «рабочие лошадки») и остальными женщинами (дама, стоящая на обочине).
В этой мизансцене зашифровано главное послание автора: лидеры женских движений напрасно рассчитывают стать призерами политической гонки, спекулируя на гендерных проблемах и эксплуатируя рядовых членов движения, — понурых, измученных женщин можно, конечно, заставить тянуть повозку, но бегать они не умеют и политический забег с такой «тягловой силой» не выиграть.