Круто осознавать, что мир в котором мы живем, позволяет быть открытым и с лёгкостью преодолевать барьеры между людьми; иметь возможность общаться с различными лидерами мнений и даже кумирами. Спросить о том, что тебе важно и получить ответ. Написать в директ Ирине Шихман из проекта «А-поговорить» или Алексею Пивоварову из «Редакции». И они как раз круты тем, что обязательно ответят, без пафоса и «корон».
Конечно, беседовать с ними интересно по общественно важным, острым социальным вопросам. Их мнение, выпуски их YouTube каналов – это ответы на такой запрос.
А есть ещё и другой тип кумира, люди, которые не отвечают на актуальную медиа повестку – они круты в свой профессии, в своём деле или в своём совмещении и дела и рассказа о нем.
Одна из таких кумиров – Саша Волкова. Основатель кофейни «Заварили», крутецкого мотивирующего подкаста «Заварили бизнес», а так же некоторых других невероятных проектов. Саша, как раз, крута тем, что совершено без «звездности», проста и легка в общении, умеет посоветовать и поддержать. Как только я написал, она сразу отозвалась дать интервью по тематике канала.
Кстати, а вот ссылка на ее канал в Telegram https://t.me/zavareelee
Подпишитесь, он правда интересный 😉
И так в этой статье интервью с Сашей Волковой: про «борьбу» и «модели» малого бизнеса, актуально и как и всегда, на примере кофейни.
Badvan_dzen:
— Первый вопрос и он же основополагающий: в твоём подкасте «заварили бизнес» основной месседж – это предпринимательский дух, справиться с любой сложностью, пройти вызовы и стать сильнее – вот все это и в таком ключе (и ты представить не можешь, как это заряжает и бродит). И вот сейчас, когда и посткарантин и бизнесы без помощи гибнут улицами, а ещё и в ожидании «второй волны» Пандемии - как с предпринимательским духом то?
Саша Волкова:
— Твой первый вопрос меня вёл ступор, потому что ты говоришь, что мой основной месседж – это справится с любой сложностью пройти вызовы стать сильнее; но я совсем не фанат каких-то таких лобовых атак, стиснуть зубы, как солдат на баррикадах бороться, не щадя себя. Я вообще не про это! А что там с предпринимательским духом? Ну знаешь, мы делаем же подкаст «Бизнес, роботы, мечты» https://music.yandex.ru/album/8853523 с самыми разными предпринимателями из разных сфер. И как-то так вышло, может нам просто всем повезло, и как то так сложилось, но последнем выпуске мы начали считать цыплят – как все прошли коронавирус, и у всех только прирост. Кто-то смог оптимизировать затраты и сделать свой бизнес гораздо эффективнее, то есть при тех же оборотах получать большую прибыль, кто-то открыл новое направление. Короче, мы как-то все очень здорово устроились, все четверо. Но я знаю, что многим повезло меньше, я вижу сколько на «авито» объявлений о продаже бизнеса и сколько закрытых кофеен. Но это же не значит что все закончилось. Суть предпринимательства, кажется том, чтобы научиться комфортно жить в этой неопределенности. То есть раньше, когда у меня было какое-то представление, как наёмного сотрудника, для меня была стабильность – когда все хорошо, у меня стабильная зарплата. А потом неприятные шоковые моменты, когда, например, кризис компании, где работаю, и я не знаю каким будет моё будущее.
А кажется, предпринимательство, по-крайней мере в России – оно в том, чтобы привыкнуть. Потому что ты всегда находишься в условиях неопределенности, и что это и есть твой способ существования. И это нормально. И не чувствовать от этого страданий. Если ты можешь кайфовать от неопределенности тогда это для тебя. А если нет? ну и я ж не про то, что все должны стать предпринимателями или что это самый, какой-то благородный классный путь, совсем нет. Мне кажется классно, когда человек в гармонии с собой, знает что ему нужно вообще и что ему нужно конкретно сейчас. И если кто-то в период кризиса потерял бизнес, но остался в порядке, в гармонии с собой и сейчас воспринимает, как перерыв и способ подумать о себе; о том что он хочет. Значит как-то перестроиться – это классно.
Знаешь, что мне нравится в твоей фразе «про все преодолеть»? Есть такая фишка, если ты ездишь метро, ты можешь посмотреть как люди заходят метро, как они открывают двери. Дело в том, что метро дышит. У него специально сделаны двери таким образом – открываются обе стороны. Потому что, в зависимости от разницы давления и от температуры, дверь отклоняется или в ту, или другую сторону. То есть, метро или засасывает воздух внутрь, или наоборот его выдыхает; и часто двери бывает сложно открыть, если ты пытаешься бороться с этим потоком воздуха. Например, дверь отклоняется на тебя, а ты изо всех сил, упорно, со всей дури, пытаешься её отклонить в обратную сторону. И многие люди борются с этими дверями метро, борются с физикой. Изо всех сил стараются и преодолевают, но если воспринять это как метафору: зачем? почему бы просто не посмотреть куда дверь отклоняется? И просто немножечко подтолкнуть ее в ту же сторону, и ты, точно, пройдешь это препятствия вообще без усилий. Вот это то, к чему я стремлюсь. Я не знаю, может ты смотрел сериал «Холистическое агенство Дирка Джентли»? «Я словно лист на ветру» (такова линия сюжета сериала – примч. автора). Ну то есть мне не очень нравится этот посыл – просто взять стиснуть зубы и бороться. Я, скорее, про то, чтобы найти какую-то гармонию между своим состоянием, с тем что вокруг тебя и найти какой-то способ счастливо всё это преодолевать. Я стараюсь, чтобы мои приключения – оставались просто веселыми приключениями, а не войной. Вот воевать, вообще, не хочется.
Badvan_dzen:
— В нескольких выпусках, ты касалась темы кофейн уникальных и по франшизе. Как думаешь какая модель именно более бизнес ориентирована на сегодня? И что более устойчиво сейчас - одна своя кофейня или в рамках компании- франшизы?
Саша Волкова:
И второй вопрос меня смущает, потому что ты спрашиваешь, вроде, про разные бизнес-модели, но при этом противопоставляешь авторские кофейные и франшизы. Но и у авторских и у кофейных франшиз может быть разная бизнес-модель. При этом, если ты покупаешь франшизу – это по прежнему остается твой бизнес, за который, ты, полностью несешь ответственность за то, чтобы он работал «в плюс». Я тебе приведу пример: может быть кофейный дискаунтер у которого такая бизнес-модель. Мы берем, вкладываем туда сразу много миллионов – огромные суммы и сразу резко масштабируем. За счёт этого масштаба мы начинаем экономить на объемах производства, начинаем экономить, потому что появляется узнаваемость бренда и так где-то, когда у нас уже открыто двести точек, мы начинаем, наконец-то, работать в небольшой плюс. При этом, часть точек всегда будут «минусячими». Они будут работать только на сам бренд. Нормально, если, не знаю, тридцать процентов точек всегда работает «в минус». Это заложено в бизнес-модели. Это модель кофейного дискаунтера, которая работает на объеме, при этом, он может продавать франшизы, а может нет. Если ты покупаешь такую франшизу у такого дискаунтера, ты должен понимать, что все риски остаются на тебе. И если ты купишь точку, а она будет работать « в минус», то франшиза от этого никак не пострадает. Потому что главную свою миссию – усиления бренда, ты, все равно, будешь обеспечивать. Но конкретно твой маленький бизнес, на этой маленькой точке будет работать «в минус». И это исключительно твои проблемы. Так что покупая франшизу, тебе нужно знать, чего конкретно от неё хочешь. Осознавать, что даже если и франшизнй бизнес, то он все равно полностью твой. За его прибыльность отвечать тебе. Странно, если ты не понимаешь сути франшизы. Например, ты такой смотришь на кофейной дискаунтер, у которого двести точек. Думаешь, блин, я тоже так хочу! раз они могут делать кофе по шестьдесят рублей, то и я тоже такой сделаю. И открываешь свою одну маленькую точку, сделанную/скопированную из кофейного дискаунтера. А у тебя нет никакой экономии на масштабах, у тебя нет никакого сильного бренда – ты, не понял саму суть бизнес-модели; и, ты просто, начинаешь торговать « в минус». А думаешь какой молодец, что скопировал бизнес-модель кофейного дискаунтера. Да, ты, скопировал все, кроме основного, кроме сути самого бизнеса – в масштабировании фирмы. И там же ещё куча нюансов, потому что когда развивается кофейных дискаунтер, в его интересах очень быстро распаковывать много-много точек, захватывать рынок, работать на обороте. Он, с одной стороны привлекает франчайзи, а с другой стороны, сам начинает конкурировать собственными франчайзи. Потому что, если на какой-то улице уже стоит франчайзи, туда не поставишь свою точку. Они вроде и отказаться от франшизы не могут, потому что это классный способ привлечь сторонний капитал. Но и у них появляются собственные проблемы, то есть, ты, когда покупаешь франшизу, так же становишься их конкурентом – если, ты, занял классную локацию, то они ее уже не займут. И для них это убытки.
Так что франшиза или не франшиза – зависит от того, какие у тебя цели. А сами франшизы бывают разные, с разными бизнес-моделями. Они могут быть кофейным дискаунтером, а могут быть кофейней «третьей волны», типа как “ДабалБи».
А бывают такие франшизы, которые продают только бренд. Или которые продают и бренд, и, плюс, помощь со стартом, с командой открытия. Или те, которые ещё и делают сопровождение – все это совершенно разные франшизы.
И у тебя могут быть совершенно разные цели: ты можешь хотеть вырастить собственный бренд, можешь хотеть просто сделать свой маленький семейный бизнес, и работать там самому; а можешь хотеть куда-то инвестировать свой капитал – купить кофейню где-нибудь в Бизнес Центре. У тебя ещё могут быть и не конкурентные преимущества. Например, ты – владелец БЦ и хочешь поставить там кофейню, зарабатывать на ней. Тогда, кажется, франшиза хороший вариант.
Короче, водных дико много. Нет противопоставления: своя кофейня и франшиза. Есть противопоставление разных бизнес-моделей, разных бизнес-целей. Исходя из этого, ты, и решаешь.
Во второй части интервью с Сашей, мы, поговорим про текущую политическую и экономическую ситуацию для малого бизнеса в стране, а так же про оптимистический сценарий предпринимателя.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и пишите вопросы для Саши, я обязательно их передам и вернусь с ответом ✔️