Найти тему
Вижу красоту

Аста Бржезицкая. В диалоге с Пегасом

Аста Бржезицкая. Скульптура «Пегас/ «Белла Ахмадулина читает свои стихи Пегасу»). 1986 (модель 1979 года). Дулёво. Высота 14,3 см. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля / К 2043. Источник: izi.travel
Аста Бржезицкая. Скульптура «Пегас/ «Белла Ахмадулина читает свои стихи Пегасу»). 1986 (модель 1979 года). Дулёво. Высота 14,3 см. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля / К 2043. Источник: izi.travel

Друзья, предлагаю вам ознакомится со статьёй 1982 года об Асте Давыдовне Бржезицкой. Как обычно для бумажных публикаций – в рассказе описываются и даже детально рассматриваются скульптуры, которых вы не увидите на иллюстрациях. А потому, вижу свою миссию в том, чтобы показать вам эти произведения.

Хохлова Е. Аста Давыдовна Бржезицкая. Штрихи к портрету // Сборник «Декоративное искусство». – М.: Советский художник, 1982. – Выпуск № 5. – С. 154–165.

Аста Давыдовна Бржезицкая, известный скульптор-фарфорист, начала свою деятельность в послевоенные годы, сразу по окончании института придя на Дулёвский фарфоровый завод, где работает и ныне. В институте в те годы мелкой пластикой не занимались, но А. Бржезицкая ещё студенткой ощутила влечение к созданию камерных работ, а прохождение практики на Дулёвском заводе помогло ей познать декоративную ценность фарфора.

Дулёвский завод выпускал только посуду, но оказалось удобным использовать свободное пространство горна, расставляя маленькие фигурки между посудой и обжигая их вместе с ней. Так, без изменений в технологическом процессе завод расширил ассортимент своих изделий за счёт первых работ художницы, а затем организовался небольшой скульптурный цех. Этим было положено начало творческой биографии художницы Аста Бржезицкой в жанре фарфоровой скульптуры. Крайне требовательная к себе, художница всегда живо откликается на стилистические изменения и новшества, но в то же время никогда не изменяет себе ради внешних эффектов и остроты модных находок. Её художественная манера оригинальна, она со вкусом выявляет элегантную красоту фарфора, звучность красок и позолоты, пластику скульптурных форм. Одна из главных её забот – создание вещи не только красивой, но доходчивой, полной тепла, а нередко юмора. Зная силу воздействия на вкусы человека предметов, окружающих его в домашнем быту, художница обратила внимание на популярные в начале века, а затем почти исчезнувшие разнообразные статуэтки, фигурки, разыгрывающие несложные, но занимательные сценки, которые остаются затем в памяти, как любимые в детстве рассказ или сказка. Она обратилась к камерным скульптурам, решив, что такие произведения декоративного искусства нужны людям, налаживающим послевоенный скромный быт, и её творчество наполнилось особым смыслом.

В Дулёве Аста Бржезицкая постигла художественные и технические свойства материала, научилась экономно и рационально использовать приёмы лепки и росписи, откликаться на запросы потребителей, в то же время формируя их эстетический вкус. Это успешно сочеталось с творческими стремлениями и взглядами самой художницы.

Современные вещи Бржезицкой очень далеки от её первых, ещё несмелых работ, где, точно следуя общепринятым нормам той эпохи, она выполняла довольно статичные фигурки, обстоятельно и детально прорабатывая в лепке и росписи все элементы изображения, не отступая от натуры.

Умение обобщать, фантазировать, излагать содержание условным языком декоративного искусства пришло с опытом, накопленным в разработке скульптур массового производства и крупных выставочных работ. Обретённая художницей творческая свобода раскрыла широчайшие возможности создавать то, «чего душа просит», приобщать людей к своему видению многообразных жизненных явлений. Сама же она всегда сохраняет живой интерес к окружающему, к большим и малым дарам жизни, любовь к созданиям природы – зверю, птице, дереву, цветку.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Зимнее купание». 1960. Дулёво. Высота 17 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17771. Источник: vk.com
Аста Бржезицкая. Скульптура «Зимнее купание». 1960. Дулёво. Высота 17 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17771. Источник: vk.com

«Переломной» работой Аста Давыдовна считает скромную по размерам и декоративному оформлению композицию «Зимнее купание», изображающую бегущего к проруби спортсмена. Маленькая фигурка обернувшегося на бегу юноши смело вторгается в пространство. Лепка обобщена и лаконична, автор не злоупотребляет и росписью, слегка тронув фарфор красками, показав его «зимнюю» белизну. И вот ещё один приём, сообщивший несложной сценке юмор и теплоту: на толстых, оставленных спортсменом валенках устроился маленький красногрудый снегирь. Второстепенная, казалось бы, деталь служит здесь не только и не столько уравновешивающим пластическую композицию элементом. Она расшифровывает её образный смысл и отношение к ней автора.

Подобные дополнения будут почти всегда сопровождать героев скульптора, служить завершающим штрихом в композиции, а иногда ключом к истолкованию изображаемого. Для наблюдательной, остроумной художницы они станут средством передачи тонких нюансов настроения, аромата эпохи, праздничности театрального действа, собственной иронии или нежности, обращённых к персонажам.

В своём отношении к материалу Аста Бржезицкая следует лучшим традициям русской фарфоровой пластики, демонстрируя благородную белизну фарфора, никогда не скрываемую, а скорее оттенённую красками росписи, его фактуру. Ощущая фарфор как материал, способный благодаря плотности спёкшегося черепка «держать» самые мелкие детали в тончайшей проработке, она использует это его качество лишь там, где того требует содержание вещи, избегая дробности, изощрённости. Ей ближе другие свойства фарфора – давать естественную и мягкую лепную форму, чистоту плавных льющихся линий. Именно такой тип пластики наиболее соответствует строю композиций Бржезицкой.

Разрабатывая образцы для «массовки», Бржезицкая ставит перед собой задачу создания компактной, легко воспроизводимой в поточном производстве формы, но остается столь же требовательной к себе в воплощении художественного образа скульптуры. Пример тому – простота формы и лаконичная лепка маленькой «Дамы с собачкой», тонкой фигурки молодой женщины с прильнувшим к краю её длинного платья пушистым шпицем. А еле заметный наклон головы, положение хрупких рук, ещё какие-то трудно уловимые черты помогают нам почувствовать беззащитную нежность Дамы, в то время как весьма симпатичный шпиц придаёт этой группе и лёгкий оттенок юмора. Каждая скульптурная композиция Бржезицкой – это небольшая новелла. Трудно остаться равнодушным к живому, эмоциональному рассказу, и зритель часто чувствует себя вовлечённым в разыгрываемые автором события, а возникающий интерес вызывает желание рассмотреть скульптуру подробнее. Вот здесь обычно особое удовольствие и доставляет вдруг обнаруженная изящная, выразительная ключевая деталь.

Новая тема приходит в скульптуру Асты Давыдовны как глубокое увлечение. Эмоциональная восприимчивость сочетается у автора с обширными познаниями в области литературы, искусства, истории. Этот сплав и сообщает такую содержательность её характеристикам, такую достоверность антуражу. Разрабатывая тему, Бржезицкая раскрывает всё новые возможности её пересказа языком пластики, художественной росписи и редко ограничивается одним-двумя решениями: отсюда – целые сюиты и циклы скульптур, иногда появляющихся одновременно, иногда разделённых большим отрезком времени. Интересно наблюдать, как изменяются с годами приёмы художественной выразительности, как чуткий к требованиям времени автор идёт от спокойной повествовательности к динамике, острой выразительности, импрессионистичности в пространственном решении, в декоре. Большая любовь художницы – театр.

К теме сценического действия она обращалась неоднократно. Её сюита 70-х годов «Вахтанговцы. Принцесса Турандот» очаровала и знатоков искусства, и актёров, и широкую публику праздничностью, декоративным изяществом, смелостью освоения пространственной среды, передачей тонко прочувствованного вахтанговского духа.

Но вспомним «Гамлета» (1962) из серии «Любимые герои»: спокойная строгая пластика плавно обрисованной фигурки Офелии рядом с более жёстко вылепленным изображением сидящего у её ног Гамлета – в сцене «Мышеловка». Продуманно сдержанная роспись в густо-синих тонах и тревожное пламя трёх свечей, направившее как бы от дуновения ветра свои золотые острия в сторону героев. Относясь к числу «повествовательных», эта вещь запоминается своей строгой красотой и философским звучанием. Один из известных наших актёров, увидев «Гамлета» Бржезицкой, сказал: «Это – я!», подразумевая, конечно, не внешнее подобие, но соответствие скульптурного образа его представлению о ещё не сыгранной им, но желанной роли. А в «Турандот» – многоцветие, сложный узор контуров, масса движения, местами переданного с величайшим остроумием, например, в развивающемся по спирали стремительном появлении масок.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Трубачи». 1968–1969. Дулёво. Высота 42 см. Фото 539323. Фотограф А. Свердлов. Дата события: 27.03.1984. РИА Новости. Источник: visualrian.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Трубачи». 1968–1969. Дулёво. Высота 42 см. Фото 539323. Фотограф А. Свердлов. Дата события: 27.03.1984. РИА Новости. Источник: visualrian.ru

Праздничность «Цирковой сюиты» несколько иная: здесь меньше изысканности, допускается гротеск, придуманные самим автором ситуации. Но, верная себе, художница заботится не только о внешней эффектности, весёлости зрелища, её волнуют поэтическое содержание цирковой жизни, тема товарищества, любви к животным. Это она и стремится сообщить зрителю, говоря с ним языком своего искусства. Тон «Цирку» задаёт великолепная по компоновке большая группа «Трубачей»: трое слитно стоящих гибких циркачей, вытянувших вверх и в стороны золотые фанфары.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Цирковой роман». Из сюиты «Цирк». 1968–1969. Высота 21,2 см. Источник: Альбом издательства «Среди коллекционеров», 2008.
Аста Бржезицкая. Скульптура «Цирковой роман». Из сюиты «Цирк». 1968–1969. Высота 21,2 см. Источник: Альбом издательства «Среди коллекционеров», 2008.

В других цирковых сценках встречаются улыбающиеся и дружески беседующие с артистами звери, циркачи, исполняющие немыслимые трюки, – весёлая, красивая сказка о ловкости, смелости, доброте. Трудно не упомянуть о чрезвычайно интересном декоративном решении в группе «Новый аттракцион», где два летящих в прыжке над головой клоуна гибких животных образовали симметричное орнаментальное переплетение; об очаровательном «Цирковом романе», где большая белая лошадь, очень умная и добрая, сочувственно оглядывается на клоуна с букетом, коленопреклоненного перед её изящной хозяйкой-наездницей.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Перед выступлением» (из сюиты «Народные таланты»). 1968. Дулёво. Высота 25,5 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 7559867. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптура «Перед выступлением» (из сюиты «Народные таланты»). 1968. Дулёво. Высота 25,5 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 7559867. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

К театральным темам относится и очень популярная сюита «Народные таланты» (конец 60-х годов), где художница с теплом и юмором выявляет некоторые забавные коллизии в практике самодеятельных актёров. Классической стала многократно воспроизводившаяся группа «Перед выступлением», где юноша и девушка, переодевающиеся в туалеты XVIII века, заключены в прихотливо-барочное обрамление старинного трюмо, а рядом сиротливо прислонились к ножке трюмо только что скинутые валенки.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Пиковая дама» (по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина). 1970. Дулёво. Высота 25,8 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13975461. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптура «Пиковая дама» (по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина). 1970. Дулёво. Высота 25,8 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13975461. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

На протяжении многих лет Бржезицкая изображает любимых литературных героев, щедро демонстрируя своё, нередко очень индивидуальное их восприятие, свою оригинальную трактовку образов. У неё есть чеховский, пушкинский циклы, она вновь и вновь обращается к ним. Так, увидев графиню из «Пиковой дамы» не старой развалиной, а властной и сильной тиранкой, она лепит статную фигуру пожилой дамы с ещё красивым и злым лицом, с прямой постановкой корпуса, стоящую позади слегка поникшей, безвольной Лизы.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Барышня-крестьянка». 1974. Дулёво. Высота 21 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства /  КМП-551. Госкаталог: 3475048. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Барышня-крестьянка». 1974. Дулёво. Высота 21 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-551. Госкаталог: 3475048. Источник: goskatalog.ru

Совсем иначе по сравнению с этой, почти монументально застывшей, слегка тронутой холодными красками группой трактовано содержание «Барышни-крестьянки». Здесь царят веселье и непринуждённость, милое кокетство; фигурки Лизы и её поклонника несколько шаржированы, роспись ярка, нарочито наивна, и вся композиция несёт в себе нечто полнокровно кустодиевское, вызывает ассоциации с русским народным искусством.

Бржезицкой очень близка тема музыки, увлекающей, объединяющей исполнителей и слушателей: торжественных в её «Мадригале», бодрых в голосистом «Хоре», празднично-фанфарных в «Трубачах». Среди этих скульптурно-музыкальных композиций, для каждой из которых найдены специфические средства выразительности, необходимо выделить две – совершенно различные по оформлению и содержанию.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Музыка. Семья Ульяновых». 1970. Дулёво. Высота 26 см. Музей Ленина / ГК 6781742. Источник: lenin.shm.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Музыка. Семья Ульяновых». 1970. Дулёво. Высота 26 см. Музей Ленина / ГК 6781742. Источник: lenin.shm.ru

Скульптура, выполненная к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, так и называется «Музыка»: юные Ульяновы окружили рояль, слушая игру матери. Спокойная пластика, уравновешенность пропорций, строгая белизна фарфора, впервые не нарушенная ни одним красочным мазком, – благодаря этим художественным приёмам возникает образ семьи, объединённой взаимопониманием, душевной близостью, чистотой помыслов. И музыкальный фон этой группы слагается в нашем воображении из ясных, глубоких звуков.

Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Моцарт». 1978. Дулёво. Высота 23 см. Фото 539339. Фотограф А. Свердлов. Дата события: 27.03.1984. РИА Новости. Источник: visualrian.ru
Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Моцарт». 1978. Дулёво. Высота 23 см. Фото 539339. Фотограф А. Свердлов. Дата события: 27.03.1984. РИА Новости. Источник: visualrian.ru

Очарование скульптуры «Моцарт», из числа последних работ художницы, – в непринуждённом изяществе лепки, в тонко продуманной росписи. Совсем не соблазняясь возможностью передать атмосферу XVIII века её атрибутами: рокайльными завитками, капризно-прихотливыми туалетами и париками, художница соединила принципы изящества и сдержанности, оттенив фарфоровую белизну лишь лёгкой росписью подглазурной синей краской и тронув отдельные лепные детали позолотой. И это отсутствие пышных элементов в лепке и росписи позволило ясно «услышать» прозрачную, живую мелодию Моцарта. Персонажи этой группы – современники композитора: девушка за клавесином и стоящий юноша замкнуты в особый мир, поглощены музыкой, а на полу лежит раскрытая тетрадь с нотами.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Восточный базар». 1962. Дулёво. Высота 16,7 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-586. Госкаталог: 3475060. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Восточный базар». 1962. Дулёво. Высота 16,7 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-586. Госкаталог: 3475060. Источник: goskatalog.ru

В некоторых вещах художница передаёт свои впечатления от поездок в дальние страны, относясь с большим уважением к местному национальному колориту. В группе «На каирском базаре» этот колорит передан как сюжетом, так и характерными деталями: белизной длинных одежд, золотистым загаром лиц матери и ребятишек.

В хорошо известной сюите «У нас в Дулёве» раскрывается процесс производства фарфоровых изделий на большом заводе, точнее, передан темп работы, так остроумно показанный полётом тарелок по кругу («Ох уж эта молодежь!») или ритмичным шагом рабочих, несущих огромный чайник («Дулёвский сувенир»).

Аста Бржезицкая. Скульптура «Дочь фараона находит младенца Моисея». 1967. Дулёво. Высота 22 см. Фото 539343. Фотограф А. Свердлов. Дата события: 27.03.1984. РИА Новости. Источник: visualrian.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Дочь фараона находит младенца Моисея». 1967. Дулёво. Высота 22 см. Фото 539343. Фотограф А. Свердлов. Дата события: 27.03.1984. РИА Новости. Источник: visualrian.ru

В поисках новых приёмов лепки Бржезицкая обращается к терракоте и создаёт серию скульптур на мифологические сюжеты. Золотистая терракота хранит тепло руки скульптора и, кажется, создана для исполнения несколько иронично трактованных автором событий, в которых участвуют загорелые, крепкие, полные душевного здоровья и простодушия герои мифов: «Бегство из Египта», «Агарь в пустыне», «Леда и лебедь» и другие.

Среди самых последних работ – композиции на темы творчества: «Поэтесса и Пегас», «В поисках жанра». А на станке в скульптурной мастерской стоит пока ещё в пластилине ажурное деревце в гирляндах цветов, летящих птиц, танцующих детей. Это – «Весна» из цикла «Времена года».

Аста Бржезицкая. Скульптура «Весна». 1980. Дулёво. Высота 39 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-220. Госкаталог: 3472966. Источник: anothercity.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Весна». 1980. Дулёво. Высота 39 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-220. Госкаталог: 3472966. Источник: anothercity.ru

Так разнообразно, активно, пытливо ищет в своих работах Аста Давыдовна Бржезицкая пути решения проблемы жанра скульптуры малых форм. Она считает необходимыми в современной пластике уверенное освоение пространственной среды, предельное раскрытие и использование свойств материала, свободное творческое импровизирование, виртуозное владение условным языком декоративного искусства и, конечно, проникновение в сложный внутренний мир героев. Она и добилась цели, поставленной в самом начале творческого пути: её тонкое, доброе искусство очень близко современникам.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив