«Ночной клерк» как неразгаданная загадка
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, как вы, наверное, уже заметили, наш канал очень любит «заступаться» за киноленты, которые в силу каких-то причин оказались «не поняты» публикой и попали под огонь критики. Конечно же, не за все подряд фильмы, а только за те, которые этого достойны
Именно по этой причине мы ставим «плюс» недавней киноленте «Ночной клерк» (2020). Создавший её Майкл Кристофер в первую очередь известен как «сериальный» актер («Мистер робот», «Американская история ужасов» и многое другое). Как режиссер он подарил нам несколько неплохих фильмов, например, «Соблазн» (2001), однако всё-таки более тяготеет к сценарному искусству. К слову сказать, сценарий к «Ночному клерку» тоже «его рук дело»
Кристофер предложил нам хитрую игру, а зритель решил воспринять фильм «дословно». В то время как его создатель буквально горстями разбрасывает подсказки-элементы, отсылающие нас к иным лентам. «Ночной портье» (1974), «Человек дождя» (1988), «Щепка» (1993), «Меркурий в опасности» (1998), «Сиротский Бруклин» (2019) и т.д.
Сразу же обозначим главный вопрос фильма, на который предстоит дать ответ: кто такой Барт? На первый взгляд - это странный парень, которому поручили работать в отеле. Он исполнительный, старательный, но не очень ладит с окружающим его миром. Но не совсем замкнутый в себе аутист, который изредка выглядывает «наружу», видит, что происходит в нашем мире, говорит: «ну на фиг» - и вновь уходит в себя. Брат иной.
Его тянет в наш мир, однако его болезнь (какой-то синдром с мудреным названием) мешает его социализации. Проще говоря, главному герою очень сложно общаться с людьми. Он не знает, что говорить, как себя вести, а потому он занимается подражательством. Он копирует чужие фразы, чужие интонации, чужие ответы.
А чтобы проще было создавать «каталог ситуаций», Барт наблюдает за постояльцами. Причем, без ведома оных, но в номерах, где те остановились. Он создает целую сеть, которой могло бы позавидовать ФБР или иное американское агентство. Собственно сам он в этом не видит ничего постыдного, то есть делает это вовсе не с какими-то сомнительными умыслами. Хотя и понимает, что поступает не очень хорошо.
Жизнь юноши меняется одной ночью, когда прибывает новая постоялица. Изучая поведение и фразеологизмы, Барт обнаруживает, что в номере, куда направилась гражданочка, возникает опасная конфликтная ситуация. Но его Величество Случай, мешает предотвратить трагедию. Опять же, что можно сказать: извините, но я тут подглядываю…
Одним словом, в отеле «нарисовался» женский труп. Барт, прибывший первым на место преступления, становится не то чтобы совсем подозреваемым, но всё-таки объектом повышенного внимания со стороны полиции. И здесь мы сталкиваемся с типичным для нуара приемом. Зритель знает, кто есть убийца. Однако одна из загадок фильма кроется в том, смогут ли его поймать
А вот Барта мешают допрашивать всякого рода «конституционные поправки». Мол, это «особый мальчик» и не смейте на его «давить». Ещё активно вмешивается в дело мама юноши. Её играет Хелен Хант. Небольшое отступление: не знаем, что актриса с собой сделала, но выглядит она как Миссис Смерть. Когда она появлялась в подобном виде в триллере «В тихом омуте» (2019), то ещё была надежда, что «показалось»…
Одним словом, фильм не про то, кто совершил преступление, а какой выбор сделает юноша, который знает, кто именно является убийцей. А «правильному» выбору всячески мешают всякие сопутствующие факторы, вроде девушки Андреа, которую играет плотно обосновавшаяся в недрах криминального кинематографа Ана де Армас («Достать ножи», «Парни со стволами», «Дочь Бога» и т.д.)
Какой выбор сделает главный герой, мы вам не скажем. Однако откроем иную загадку фильма. А именно, кем является его главный герой. Изложенная в фильме методика формирования поведенческих навыков является фактически точной копией модели обучения «искусственного интеллекта». А теперь ещё раз посмотрите на фразы и отдельные реплики (на фразы и реплики вообще можно смотреть?), которые говорит Барт. Перед нами крипто-лента, которая ставит вопрос о моральной ответственности того, что мы привыкли именовать «роботами», а вовсе не детектив.
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»