Найти тему
DAITOGRAM

Мрачное (или безоблачное) будущее Айкидо

Эта статья написана Джорджем Ледьярдом Сенсеем и опубликована на Aikido Journal. Джордж имеет звание 7-го дана в Айкикай и является одним из самых старших инструкторов, работающих под руководством Мицуги Саотоме.

Джордж Ледьярд (автор статьи) демонстрирует технику айкидо.
Джордж Ледьярд (автор статьи) демонстрирует технику айкидо.

Айкидо находится на перепутье в своем развитии. Мое поколение учителей родилось на волне, когда айкидо росло и распространилось от его скромного начала в Японии до всемирного присутствия. Но времена изменились, демография другая, и нам предстоит решить несколько серьезных задач.

Начнем с того, что айкидо занимаются, особенно в Соединенных Штатах, в основном, пожилые люди. Несмотря на то, что многим додзё удается организовать яркие детские программы, число молодых людей, которые продолжают посещать занятия, довольно мало, равно как и число тех, кто в зрелой жизни возвращается к обучению.

В свое время большинство новых учеников любого додзё приходилось на молодых двадцатилетних мужчин. В случае айкидо в США времена его бума совпали с окончанием войны во Вьетнаме. Большинство моих друзей были так или иначе связаны с антивоенным движением. Я думаю, что идея боевого искусства, которая была вдумчивой и имела ненасильственную философию, лежащую в основе этой практики, была очень привлекательной для этого поколения.

Мицуги Саотомэ Сэнсэй.
Мицуги Саотомэ Сэнсэй.

Но сейчас ММА, или смешанные боевые искусства, доминирует на сцене боевых искусств. Бразильское джиу-джитсу - его «младший брат». Молодые люди в наши дни не интересуются более традиционными единоборствами. Они хотят драться. И, конечно же, никто из нас не может конкурировать с тем фактом, что ММА отображается по кабелю в прайм-тайм семь дней в неделю.

Так что теперь у нас более высокая доля женщин (слишком разумных, чтобы хотеть заниматься ММА) и старших учеников. Но они не приходят с теми же целями, что и молодые люди. Молодежь ушла в другие виды.

Следовательно, айкидо (особенно в США) находится в состоянии, которое я называю «коллапс сообщества айкидо». Снижение числа занимающихся создает условия, в которых все труднее держать двери открытыми. У меня есть много друзей из айкидо, которым пришлось подрабатывать на стороне, чтобы поддерживать работу группы.

Сопоставьте снижение численности с экономическим бумом, происходящим во многих крупных городских районах, и вы получите двойной удар по снижению членских взносов и быстрому росту арендной платы за пространство додзё. В моем случае, всего несколько дней назад мой арендодатель, у которого я арендовал помещение на 29 лет, только что повысил арендную плату на 75%, сказал мне, что мне нужно внести дополнительный страховой депозит в размере 5000 долларов, и дал мне время до 22 мая, чтобы подписать бумаги.

-3

Я пережил большое количество экономических спадов с момента нашего открытия в 1989 году. Один из серьёзных кризисов произошёл в 2008 году, мы так и не оправились полностью. И теперь, мое додзё находится на грани жизнеспособности, потому что экономика здесь процветает. Совершенно иронично, я бы сказал.

«Старение населения» оказывает сильное влияние на процесс обучения. Когда я начал заниматься айкидо, все в додзё находились в отличной физической форме, их тела были достаточно молоды, чтобы выдержать удары и травмы и быстро восстановиться, а тренировки были очень интенсивными и требовательными, часто немного пугающими, заставляя вас чувствовать, что вы были прямо на грани травмы. На самом деле, легкие травмы были обычным явлением, как и следовало ожидать, когда физическая нагрузка настолько интенсивна.

Но когда у вас есть додзё, где 75% или 80% учеников старше 40 лет, когда подавляющее большинство новых учеников, приходящих в додзё, уже преодолели свой физический расцвет... Это меняет характер практики. Приоритет в конечном итоге заключается в обеспечении безопасной практики, что означает снижение интенсивности. Даже если в додзё есть молодые люди, то возрастной дисбаланс так велик, что стратегия обучения должна быть направлена на большинство. 

Молодые практикующие редко, если вообще когда-либо, сталкиваются с такими физическими ограничениями, как мы.

Все это имеет значение для будущего искусства. Люди в возрасте приходят к искусству и могут потратить 30 лет на обучение, но поскольку они пропустили некоторые важные события, которые должны были стать частью их молодой подготовки, они просто упускают то, что должно было стать важной фундаментальной работой.

Когда большинство учеников, занимающихся искусством, в возрасте, то ожидания в отношении оценки успеваемости корректируются, осознанно или нет. 45-летний кандидат на 3 дан будет иметь совсем другой набор физических возможностей, чем 30-летний. Энергия производительности в тестировании обязательно снизится.

Все это напрямую влияет на способность практикующих айкидо заниматься айкидо как боевым искусством, а не просто как медитацией в движении или оздоровительной гимнастикой. Это также означает, что учащиеся, которые когда-нибудь станут учителями будущего, не получат такой подготовки, как учителя из уходящей эпохи. Это меняет само искусство на фундаментальном уровне.

Я думаю, что мы больше не можем зависеть от отдельного додзё, чтобы создать следующее поколение учителей. В Японии в додзё Айкикай Хомбу всегда была программа учи-деши, предназначенная для подготовки профессиональных учителей, способных преподавать определенный учебный план. В США такой программы нет.

Что нужно сделать нашим организациям и даже отдельным старшим преподавателям, так это создать настоящую программу подготовки инструкторов. Им нужно осмотреться и выявить преданных и талантливых молодых практикующих, а также создать мероприятия, на которых они могут собраться вместе и получить интенсивные тренировочные впечатления, которые просто невозможно получить дома. Мне бы хотелось, чтобы эти мероприятия проводились несколькими старшими учителями, которые могут представить разные точки зрения на изучаемый предмет (в отличие от Хомбу, который проповедует очень гомогенизированный подход, в котором каждый заканчивает процесс, выглядя одинаково).

-4

В так называемый «золотой век» Хомбу Додзё преподавание проводилось множеством учителей высшего ранга, ни один из которых не был похож друг на друга. У каждого был свой «стилистический» подход, разные духовные взгляды на искусство. Это была среда, в которой можно было найти собственное айкидо, что, как я полагаю, было намерением О-сенсея.

Я хотел бы, чтобы мы разработали особый учебный план, для наших молодых практикующих. Мы должны сосредоточиться на них, потому что они - будущее искусства. Для большинства пожилых практикующих уже слишком поздно возвращаться назад и проводить те тренировки, которые они могли бы пройти в молодости. Нам нужно что-то решать с созданием системы будущего.

Я говорил об этом с Джошем Голдом из журнала Айкидо. Я думаю, что такая площадка, как Aikido Journal, является идеальным местом для проведения некоторых мероприятий такого типа. Но для того, чтобы это оказало реальное влияние, наши организации должны сделать то же самое. Интенсивный опыт время от времени лучше, чем ничего, но этого недостаточно, чтобы выполнить глубокое перепрограммирование, которое предназначено для обучения.

Большинство наших организаций имеют один или несколько лагерей, где каждый может обучаться вместе со своими старшими учителями. К сожалению, эти события часто являются скорее социальными, чем реальными тренинговыми мероприятиями. Я предполагаю, что Шодан, Нидан, Сандан будут проходить обучение только по приглашению для тех учеников, которых старшие учителя определили как способных «пройти дистанцию».

Что касается того, как предлагать более интенсивные тренировки для остальной части нашего «стареющего населения» айкидо, я считаю, что работа с оружием может предложить большую часть того же набора идей, если все сделано правильно. В то время как ученик может стать слишком старым для обычных интенсивных тренировок, работа с мечом или дзё может позволить очень интенсивную практику. Но, опять же, люди не могут продолжать «высасывать жизнь» из обучения, чтобы обеспечить его «безопасность». На наших учителей должно быть возложено обязательство предлагать такой вид обучения, который позволит ученикам понять, как правильно управлять своим оружием, чтобы работать на уровне интенсивности, который даст более высокие навыки. Это не то, что обычно можно увидеть при работе с оружием.

Подводя итог:

у нас, в основном, сокращается число членов додзё, «стареет» среднестатистический ученик, не хватает молодых людей и не хватает шансов для тех, кого мы должны тренировать жестко. У нас есть старшая группа учителей высокого уровня, которые учились не так, как сейчас. Они начинают умирать. Делаем ли мы то, что нужно сделать, чтобы поколение будущих учителей было готово заменить своих предшественников? Я не верю, что мы все для этого делаем. Но я также считаю, что еще есть время для этого. Я думаю, что у нас есть пятнадцатилетнее окно, в то время как все ещё осталось несколько преподавателей, и люди, которые обучались непосредственно под руководством этих учителей, все еще доступны.

После этого не останется никого, кто работал бы под руководством О-сенсея или его непосредственных учеников. Если айкидо должно выжить как уважаемое боевое искусство, нужно что-то делать. Я думаю, что это должно стать целью номер один нашего сообщества, хотя я и не очень оптимистичен, по поводу, что это будет реализовано.

_____________________

Перевод - Станислав Копин.