Княжна Мери и Вера – героини, которые раскрывают Печорина с двух разных, совершенно неожиданных для читателей и него самого сторон. А между тем у этих женщин есть немало общего: обе молоды, знатны, красивы, богаты и имеют определенный вес в обществе. По мужу Веры они даже приходятся дальними родственницами, хотя вряд ли были хорошо знакомы. Однако несмотря на указанные черты сходства, героини по сути являются антиподами, что во многом определило отношение к ним Печорина.
Княжна Мери – еще совсем юная, неопытная шестнадцатилетняя девушка, а Вера – уже молодая мать, которая два раза была замужем и знает жизнь намного лучше своей невольной соперницы. Мери – очаровательная, капризная, кокетливая барышня, которая выросла под чутким вниманием любящей матери, не зная ни горя, ни забот, ни тревог. Вера же познала горечь неразделенной любви, боль разлуки и тяготы семейной жизни с нелюбимым супругом. Она трепетно заботится о сыне, ради которого решилась на второе замужество со старым, но уважаемым и состоятельным человеком. Мери здорова и весела и поэтому позволяет себе легкий, непринужденный флирт с отдыхающими офицерами, а Вера смертельно больна и каждый день проживает как последний.
Но главное качество, отличающее Веру от княжны Мери, – это ее способность на безграничную и безусловную любовь к Печорину, который часто отвечал на ее страсть холодностью и равнодушием. Мери же влюбляется в Печорина в расчете на ответное, взаимное чувство. Как только он признался в полном равнодушии к ней, она в ответ заявила, что ненавидит его. Не такова Вера: хотя Печорин причинил ей много горя своим холодным, скептичным, язвительным характером, она осталась верна ему одному, зная наперед, что им никогда не суждено быть вместе.
Вероятно, именно поэтому Печорин любил Веру и никогда не обманывал ее. Они расставались, потом снова сходились и опять расставались, однако он всегда помнил ее и был искренно рад встрече с ней. За княжной он ухаживал ради забавы, так как Мери при всей своей очаровательной наивности не обладала душевной чуткостью и самоотверженностью Веры. Последняя никогда не жеманилась, не любезничала и не напрашивалась на любовные признания: она могла довольствоваться лишь мимолетными встречами с Печориным. Мери же поддалась на его ухаживания и не разглядела обман не столько из-за своей наивности, сколько из желания быть любимой таким интересным и оригинальным человеком. Вряд ли она влюбилась в героя так искренно, как Вера, и в финальной сцене страдает не ее поруганная любовь, а уязвленное самолюбие.