Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

В память о Булате Давлетбаеве: история татарских деревень и Большая Ока

Из Уфы пришла печальная новость. Умер историк Булат Сабирович Давлетбаев. Он был очень душевным и добрым человеком, бесконечно очарованный историей татар и башкир. Он был настоящим профессионалом своего дела, внес свой научный вклад в изучение истории Башкортостана, его кандидатская диссертация посвящена крестьянской реформе в Оренбургской губернии.

А еще он уделял большое внимание изучению истории малой Родины, истории деревень и шеджере. У него есть отдельные научные книги и об этом.

Булат Сабирович был моим преподавателем, работал в Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы. Помню, когда решила продолжить обучение в аспирантуре, советовалась по поводу темы исследования и с ним. Булат Сабирович предложил мне попытаться понять удивительную способность татарского народа выживать при любых условиях. Волжская Болгария-Золотая Орда-Казанское ханство- Российская империя.... Государства возникают и исчезают, а татары остаются. Как это возможно? Видимо, есть что-то в характере народа?

Но этот историко-философский подход трудно вписывался в научные планы нашей кафедры. Утвердили мне тему о городской реформе в Уфимской губернии. Конечно, и в этом научном направлении иногда встречались гласные-татары в городских думах...

Булат Сабирович многим студентам советовал прочесть книгу "Большая Ока". Историю своей малой Родины. Эта замечательная татарская деревня находится в Мечетлинском районе Башкортостана.

Большая Ока
Большая Ока

Двадцать лет назад книгу "Большая Ока" я пролистала без особого интереса. Какие еще татарские деревни, когда в голове рушилась Римская империя и сдавались зачеты по оттенкам картин художников эпохи Возрождения...

Снова вернулась к книге Булата Давлетбаева, когда начала исследовать историю Первой мировой войны и роль татар в ней. О фронтовой и тыловой жизни этого периода информации в архивах много, но они не всегда выражают все народные эмоции. Мне бы помогла устная история, но где ее возьмешь, если все свидетели уже на том свете... А никто эти рассказы не зафиксировал в свое время. В приоритете были история революции и Гражданской войны.

Тогда я решила провести ревизию всех краеведческих книг по истории татарских деревень. А таких книг набралось уже довольно много. Некоторые изданы очень солидно, объемные и с иллюстрациями... Иногда там встречаются устные истории, передаваемые из поколения в поколение. Но из всей этой огромной массы литературы меня восхитила "Большая Ока".

Скромная, не самая объемная книга. Но сразу видно автора - профессионального историка. Хотя это не значит, что вся история деревни утонула в малопонятных и не особо нужных цифрах и терминах. Вовсе нет. "Большая Ока" написана очень душевно, с особой теплотой.

В память о Булате Сабировиче Давлетбаеве я привожу некоторые выдержки из его монографии "Большая Ока" (Уфа, 1992).

Казанские купцы и мещане в Красноуфимском уезде Пермской губернии

" Прочные экономические и культурные позиции занимали в Оке купцы-мусульмане из казанских татар. Они появились здесь после 1861 года.
В начале XX века татары-торговцы жили по обе стороны родника (Бакый шишмәсе). В плане деревни Большая Ока 1906 года этот участок назван "владением казанских мещан".
Крупнейшими купцами были Мухаметхафиз Хабибуллин, Хасан Хажиев (в народе Хасан-хаджи), Мухамедьян-хаджи Ахметов, его сын Бакый Мухаметьянов. При слиянии Верхней и Нижней улиц стоял их двухэтажный дом.
Были еще Гильметдин и Гимазетдин Ахметовы из Малмыжского уезда, возможно, родственники Мухаметьяна-хаджи. В Оке торговали Шагиахмет Дильмухаметов, его сын Закир Шагиахметов, Хасан Баширов, богатая красноуфимская купчиха Вазифа Вахитова и другие".
" Наибольшей известностью среди татарских купцов пользовался Мухаметхафиз Хабибуллин, известный в народе как Хафиз бай.
Хафиз-бай со своей семьей. Фото: vk.com
Хафиз-бай со своей семьей. Фото: vk.com
Хафиз Хабибуллин родился в 1850 году в деревне Ор Мамадышского уезда Казанской губернии. Вскоре после реформы 1861 г. с отцом Хабибуллой они приехали в Среднюю Оку и построили дом.
Хабибулла открыл маленькую лавку, скромно торговал и немного занимался хлебопашеством. Через некоторое время он переехал в Большую Оку, поставил дом по Нижней улице по левую сторону "Әмир шишмә" (на месте дома Маулиды Низамовой напротив Хамита Мухамедова). От отца Хафиз унаследовал небольшую сумму денег.
В Оке умерла его жена - из Ора. Вторую жену он взял также из Ора, она также умерла. Третий раз он женился на Салиме - дочери Бадретдина хазрата Вайсулева. Три сестры Хафиза вышли замуж здесь: Гайша и Камила за муслюмовских мулл, Газиза - за среднеокинца.
С самого начала своей деятельности Хафиз Хабибуллин обратил внимание на большое количество товарного хлеба, которое производилось в южных волостях Красноуфимского и северо-западных волостях Златоустовского уездов".

Несмотря на трудности и бездорожье, Хафиз Хабибуллин занялся скупкой хлеба у местных жителей и доставлял на пристани, так он превратился в крупного хлеботорговца и добился впечатляющих результатов в этом предпринимательском направлении.

Хафиз бай не остановился на достигнутом, а решил взять в свои руки весь процесс. Поэтому построил собственные пристани в Устьмаше и Красноуфимске. Хотя продолжал жить в Большой Оке.

"Неутомимый Хабибуллин был в гуще дел. По воспоминаниям современников каждое бревно для постройки дома купец отбирал на базаре сам. И усадьба, и пристани строились лучшими вятскими мастерами. Вскоре поднялся большой, нарядный двухэтажный особняк, построенный и обшитый в стиле казанских татар. Одновременно кипела работа во дворе, вернее, на двух дворах. На переднем, обставленном каменными и деревянными хозяйственными постройками, возвышался внушительный двухэтажный склад со специальным мостом для подвоза зерна наверх; на заднем, почти на берегу речки, был поставлен склад с хорошо оборудованной сушилкой (сушильный агрегат был выписан из Франции и служил окинцам вплоть до 60-х годов XX века). Вся усадьба была окружена высоким каменным и деревянным забором, покрашенным, как и дома купца, в зеленый цвет".
Хафиз-бай с деловыми партнерами. Фото: vk.com
Хафиз-бай с деловыми партнерами. Фото: vk.com
"Несомненно, Хафиз был богатейшим из красноуфимских купцов. Окинцы любят рассказывать, как татарские купцы складывались на строительство соборной мечети в Петербурге. Хафиз бай подождал, пока все внесут деньги и спросил, какая сумма получилась. Затем внес свою долю - больше, чем все остальные, вместе взятые. Еще при жизни Хафиза называли миллионером. По свидетельству многих современников, свой капитал он хранил в банках.
В государственном архиве Пермской области сохранилось "Дело о проверке отчета Красноуфимского общественного Х.Хабибуллина банка за 1917 год". Из него видно, что накануне революции 1917 года Хафиз бай открыл свой банка. Кредитная, т.е. ссужаемая банком сумма составила 2,7 млн. рублей, общий оборот - 6,2 млн. "

Конечно, в книге Булата Давлетбаева "Большая Ока" речь идет не только о знаменитом Хафиз-бае. Там еще много чего интересного. Эта книга не просто об одной отдельно взятой татарской деревне, она - обо всем народе, о времени, об ушедшей эпохе.

Дело ученого живет, пока читают его труды. Там его душа, там его сердце.

Булат Сабировичның урыны оҗмахта булсын.

Рәхмәт аңа безне туган як тарихына җәлеп итергә тырышкан өчен...