Найти в Дзене
Екатерина Ноябрьская

Серый кардинал против короля: сознание vs мозг

В предыдущей статье мы выяснили, что мозг на 100% управляет всей нашей жизнью. Но что же теперь - уповать на его милость и сложить руки? Это по меньшей мере глупо.

Мозгом можно и нужно управлять. Но делать это нужно так, чтобы он ничего не заподозрил. Кажется - бред какой-то: партизанить в отношении собственного мозга...

Но если вспомнить о том, что задача мозга - решать задачи самым простым путем, то появляется смысл.

Итак, мозг - это король. Его власть безгранична, его возможности велики. Весь организм знает о его власти и подчиняется ему. Нам нужен «кто-то» хитрый и мудрый. Нам нужен серый кардинал. Таким кардиналом выступит наше сознание.

Задача кардинала - побуждать мозг выстраивать новые нейронные связи и, при необходимости, ослаблять или уничтожать старые.

Итак, техника выстраивания новых связей:

  • Для выстраивания требуется многократное повторение одного о того же действия, мысли и т. д.
  • Для расширения нейронной связи требуются многократные подтверждения из имеющейся в мозге базы информации
  • Для укрепления требуются сильные эмоции

Король:

- Я люблю красные розы!

Кардинал:

- Конечно, Ваше величество, мы обязательно посадим красные, как только они прибудут.

Король:

- Что за дела - я уже три недели вижу перед окном желтые розы! Где мои любимые красные!?

Кардинал:

- О, простите, Ваше величество, красные задержались в пути. И хочу заметить, что желтые розы напоминают россыпи золота вокруг Вашего дворца, и он кажется еще величественнее, не находите?

Король:

- Знаете, за месяц я, кажется, привык к желтым розам... может, не такие уж они некрасивые... Ладно, в следующем сезоне обязательно посадите красные, а сейчас пусть останутся эти.

Кардинал:

- Но Ваше величество, красные уже на подходе...

Король:

- Я сказал желтые, значит желтые! Кто тут король - вы или я?

Техника ослабления или уничтожения старых связей (требуется, например, для избавления от привычек):

  • Регулярное создание неподходящей обстановки
  • Нивелирование значимости старой связи
  • Игнорирование сигналов старой нейронной связи
  • Регулярная упорная замена старой связи новой

Король:

- Хочу буду грызть ногти!

Кардинал:

- Конечно, Ваше величество, только вас не затруднит сделать это чуть позже - вас ожидает прекрасная герцогиня Н-ская

Король:

- Вот теперь я точно начну грызть ногти!

Кардинал:

- Никто не может вам запретить делать это, Ваше величество. Кстати, все обсуждают безупречный маникюр графа М-ского, вы не видели?

Король:

- Мне плевать на маникюр графа - хочу и буду!

Кардинал:

- Разумеется. Ой, на вашем камзоле снова затяжка... может, вы опять ненароком зацепили его погрызенными ногтями?

Король:

- Выведите всех из зала, мне нужно погрызть ногти.

Кардинал:

- Еще минуточку, Ваше величество... И еще минуточку... Пару минут, если позволите...

Король:

- Время грызть ногти!

Кардинал:

- Нет, время играть в шахматы.

Король:

- Время грызть ногти!

Кардинал:

- Нет, время играть в шахматы.

Король:

- Время грызть ногти!

Кардинал:

- Нет, время играть в шахматы...

Теперь примеры.

  • Нужно (или хочется) выучить иностранный язык.
  • Выстраиваем связь: регулярно учим слова и фразы, разбираем грамматику, тренируемся в диалогах и т. д. То есть, делаем то, что обычно делают люди, изучающие язык.
  • Расширяем связь: заучивая новые слова, выражения, ищем в памяти и воображении ассоциации. Например, итальянское слово azzurro похоже на «лазурный», а «porta” ассоциируется со словом «портал», и т. д. Запоминая перевод, стараемся нарисовать в воображении яркую картинку происходящего или вспомнить соответствующую историю из своей жизни.
  • Укрепляем связь: окружаем себя интересными, близкими по духу, удивительными, смешными и пр. картинками из жизни страны, язык которой изучаем. Например, смотрим любимые фильмы на языке оригинала; рассматриваем художественные альбомы, красивые пейзажи, фотографии из жизни; читаем об интересных исторических фактах и т. д. В общем, стараемся вызвать у себя как можно больше положительных эмоций, связанных со страной и, естественно, ее языком.

2) Избавляемся от привычки засыпать после еды.

  • Создание неподходящей обстановки: планируем на время сразу после еды важные, неотложные дела, переносим прием пищи в общественное место, даем детям самые шумные игрушки и т. д.
  • Нивелирование значимости: каждый раз повторяем себе все аргументы против, которые только можем придумать, регулярно отвечаем себе на вопрос: «А действительно ли это так важно для меня?» и т. д.
  • Игнорирование сигналов: тут понятно - занимаем себя чем угодно, чтобы отвлечься и не дать себе возможности подумать о привычке.
  • Замена: придумываем себе эмоционально окрашенное, действительно значимое для нас действие-заменитель - заучивание иностранных слов, ведение дневника, уход за растениями и т. д.

Это, конечно, самые простые примеры. Все зависит от вашей фантазии, смекалки и полета мысли.

Еще один метод из арсенала серого кардинала - «Я только чуть-чуть» или «Вот только разок». Мозг боится сложных и длительных по времени задач. Этим методом мы обманываем его бдительность: ведь чуть-чуть - это не все, а разок - это не навсегда.

Можно использовать и базу данных мозга против него. Каждый раз, когда чувствуете сопротивление, вспоминайте события из своей жизни, связанные с текущей задачей, и вызывающие либо положительные, либо отрицательные эмоции (в зависимости от ситуации).

В общем, играйте, включайте фантазию, проявляйте изворотливость и мудрость - и все у вас получится.