С развитием психологии и антропологии постепенно пропала идея “злодея”, условно плохого человека из сказок. Она до сих пор остается в фильмах, больше конечно в супергеройских, но даже там идет медленный дрейф на очеловечивание злодеев. Оказалось, что зла то как такого не существует, есть просто люди, каждый из которых действует в силу своих интересов и обстоятельств. Или, если помните пост “Эксперимент”, почти каждый может стать злодеем в зависимости от ситуации. Кратко, зло - понятие относительное.
Но, как не удивительно, именно сейчас можно вполне научно описать людей, которые больше всего подходят под штампы злых падишахов из восточных сказок. Они не хотят сжечь весь мир, но люди для них не более чем инструменты удовлетворения собственных потребностей. Их реально можно представить злом в том плане, что они неотвратимо будут своим поведением причинять проблемы окружающим и с этим практически ничего нельзя сделать. Представляю вам нарциссов.
Нарциссов можно условно поделить на белых и черных по степени вредности, белых могут называть высокоуровневыми. И те и другие получаются из одинаковой травмы, но с разными последствиями. Несмотря на название, ядро проблемы нарциссов вовсе не в том, что они любят себя. Основа в том, что они не могут ощутить эмпатии и сочувствия, следовательно не могут любить других, следовательно их единственный возможный объект любви - они сами.
Черные нарциссы - это идеальные злодеи. Во-первых, они действительно не чувствуют ничего по отношению к окружающим. Это просто им недоступно. Они могут быть социопатами, но это не обязательно, так как социальные условности возможно понимать интеллектуально без эмпатии. Они буквально находятся в внутренней пустыни, где нет никого, кроме них самих. И вся жизнь и крутится вокруг собственных потребностей и эмоций, где окружающие - просто актеры в своей пьесе.
Черных нарциссами делает черное то, что по какой-то причине они начинают находить удовлетворение в унижении окружающих. Не имея эмпатии, познав вкус этой крови единожды, нарцисс уже не в силах отказаться. Все взаимодействие будет сводиться к схеме “Я д'артаньян, все пидорасы” с психологическим ущербом для людей рядом. Среди психологов распространена точка зрения, что единственный метод лечения черных нарциссов - коррекционный. Переводя на обычный язык - повесить внутренний намордник, ограничивающий в том, чтобы быть собой. Но исцеление и изменение воспринимается на грани невозможного.
Белые нарциссы также не могут чувствовать и сопереживать, но не делают своей целью уничтожение всех, кто рядом, ради капельки эмоционального спокойствия. Они в таком же шоке от общения, как и обычные люди от них и пытаются как-то изменить это. Им искренне хочется найти общий язык, но без точного понимания проблемы это сделать невозможно. Представьте, что полностью лишены восприятия цвета и тщетно пытаетесь разобраться, почему в одной одежде вам улыбаются и с радостью общаются, а в другой - сторонятся и крайне неохотно идут на контакт. Высокоуровневые нарциссы также могут причинять боль близким, но уже скорее по незнанию. Терапия такого отклонения считается возможной.
У исторических личностей периодически можно найти намеки на нарциссическое расстройство, например таким считается Гитлер, а в наше время активно обсуждается возможность этого отклонения у Дональда Трампа. Что с этим делать - непонятно. Не думаю, что когда-нибудь нас ждет психиатрическая антиутопия, где каждый гражданин будет в обязательном порядке проходить психологическое освидетельствование и состоять в общей базе данных диагнозов. Ирония в том, что как раз подобных индивидов будет скорее тянуть в политику и управление, так как получать счастье от жизни более приземленными способами (большой дом, дружная семья, любимое дело) им крайне затруднительно. Поэтому, пока в человеческой цивилизации будет существовать жесткость на базовом уровне семьи (происходят нарциссы конечно же из детства), она оттуда будет разноситься и культивироваться на всех остальных.