Найти тему
66.RU

Пять способов поправить вашу самооценку. Конспект лекции гештальт-психолога

Оглавление

Психолог Анна Исупова отмечает, что тема самооценки — рекордная по количеству запросов. Каждый первый клиент говорит про свою самооценку, но у специалистов нет быстрого ответа, что это такое и как это починить. Анна Исупова рассказала о том, как формируется самооценка, какой она бывает и как можно изменить отношение к себе.

Самооценка бывает не только заниженной или завышенной, но и адекватной, устойчивой, гибкой или ригидной. Путь принятия себя и работы над своей самооценкой всегда индивидуален, но есть общие положения, которые помогут в этой работе каждому.

О том, какая бывает самооценка

Есть адекватная самооценка, когда я себя оцениваю более-менее объективно. Но тут встает вопрос: что такое объективно и по чьему мнению? В одном социуме я невероятно умна, а в другом — ну, встречали и поумнее. Самооценка, которая доставляет мало хлопот, называется устойчивой, она не меняется из-за критики, но есть и, наоборот, неустойчивая.

Есть заниженная и завышенная самооценка. Чаще всего к психологам приходят именно с заниженной или когда кажется, что она занижена. Есть еще история про гибкость и ригидность, когда человек может или не может перестраивать свою самооценку.

Есть самооценка, а есть самоценность, и она более глубокая. Она помогает быть уникальной личностью при всех своих особенностях и позволяет развиваться, но не ради одобрения социума, а ради себя.

О методиках исправления самооценки

В сети есть юмористический ролик «Stop It» о том, как человек приходит к психологу, а тот советует просто перестать ездить по одним и тем же рельсам и искать подтверждение своим страхам в глазах прохожих. Увы, эта методика не работает. Мы пойдем другим путем.

Пять способов найти слабые места в своей самооценке:

  • Нарисовать снежинку с линейкой на лучах и подписать лучи: какой я друг, какой я работник, как я выгляжу и так далее. Психологи рекомендуют рисовать семь, плюс-минус два луча. Когда вы соедините все точки на них, у вас получится кружочек, который покажет ваше самоощущение и сильные провалы.
Фото: 66.RU
Фото: 66.RU

  • Еще один прием: схематично нарисовать себя в расчерченном поле из квадратов, такой рисунок покажет пропорции вашего самоощущения. Когда рисует ребенок доподросткового возраста, он рисует себя в правильных пропорциях, подростки рисуют себя искаженными, как и взрослые люди, — очень непропорционально, а пенсионеры — снова более-менее адекватно.
Фото: 66.RU
Фото: 66.RU

  • Есть огромное количество литературы о том, как поднять самооценку, в том числе и очень забавной. Одна знакомая мне рассказывала: надо с утра встать, раздеться, подойти к зеркалу и сказать: «Я королева» то ли сто раз, то ли больше. Согласитесь, очень странный совет. Такие советы иногда, наверное, годны, чтобы с утра как следует развеселиться. Если я буду уговаривать себя, что я прекрасна, этого хватит ненадолго. А может быть, получится и обратный эффект: согласитесь, есть мало людей, которые с утра выглядят прекрасно.
  • Опираться на «звезду Женжера». Звезда имеет полюса, векторы развития человека: верхушка — интеллект, правый и левый луч — эмоции, а также нижние лучи — физический и духовный полюса. Например, духовный полюс — это про ценности семьи. Тут хорошо бы задуматься о ценностях, которые мы взяли от родителей, потому что они свои ценности взяли у своих родителей, а те — у своих, а времена-то меняются.
Фото: 66.RU
Фото: 66.RU

  • В гештальт-психологии есть такое понятие, как «срыв», то есть обесценивание. Нам с детства внушают: не возгордись, и эта штука живет в голове и мешает получить самое вкусное — удовлетворение от того, к чему долго шел. Нужно заметить момент удовлетворения, позволить себе быть довольным.

О том, кто и как ломает нашу самооценку

Мы оцениваем ребенка с первого дня жизни, потому что ребенком удобно управлять с помощью стыда. В школе принято оценивать, в садике принято оценивать. Особенно в школе начинаются проблемы, так как там есть определенные критерии оценки. Ребенок соотносит себя с ними, начинает себя измерять. Он может получить три тройки, решить, что он дурак, и быть всю жизнь дураком. В подростковом возрасте хватает какой-то брошенной фразы, которая вызовет болезненные ощущения, и в этом можно застрять навсегда.

Есть родители, которые стараются оценивать не личность, а поступки. И вот вроде вырастает чуть более здоровый человек, но он все-таки понимает, что плохо оцененные поступки характеризуют его как плохого человека, а хорошо оцененные — как хорошего. Что сказали — с тем и живем, но над этим можно работать.