Найти тему
Авиационное обозрение

Какие радиостанции применялись в ВВС РККА во время Великой Отечественной войны? Часть третья.

Оглавление

Доброго дня. Сегодня мы закачиваем серию публикаций, посвященных теме советских авиационных радиостанций военного времени. С предыдущей частью обзора, где было рассказано про используемые модификации радиостанции РСБ (для бомбардировочной авиации), можно ознакомиться здесь (Ссылка на статью). Сейчас же речь пойдет про серию радиостанций РСИ, которые применялись на истребителях и штурмовиках. Всего можно отметить четыре основных варианта данной радиостанции, три из которых содержали в себе несколько модификаций. Это собственно РСИ, а также РСИ-3, РСИ-4 и РСИ-6. В основном модификации внутри одного семейства отличались применением различных типов приемников и передатчиков. Впоследствии, помимо общей классификации, мы более подробно остановимся и на отдельных образцах данных радиостанций. В рамках текущей статьи мы отметим основные особенности, характеристики, состав и назначение всей представленной линейки. Также будут приведены отдельные схемы их установки на конкретных самолетах военного времени. Теперь более подробно.

Передатчик РСИ-3М1. Источник фото: https://wwii.space/
Передатчик РСИ-3М1. Источник фото: https://wwii.space/

Радиостанция семейства РСИ-3.

Прежде чем перейти к РСИ-3, скажем пару слов про базовую радиостанцию РСИ. Информации по ней не так много. Она была разработана в середине тридцатых годов и выпускалась в течении нескольких лет. В ее состав входил приемник, передатчик, умформер, тумблер прием-передача и другие узлы. РСИ-3 (обр. 1940 года) представляла собой приемо-передающую коротковолновую радиотелефонную радиостанцию и применялась на самолетах истребительной авиации, таких как И-16 (некоторые модификации) и И-153. Она могла осуществлять двухстороннюю радиосвязь как с другими самолетами, так и с землей (к примеру с радиостанциями типа РАФ). Известно что всего было выпущено около 1000 образцов данной радиостанции (несколько производственных серий с некоторыми различиями). В ее состав входили передатчик "Орел", приемник "Сокол", установка питания приемника, умформер типа РУН-30А, элементы амортизации, антенное устройство, комплект кабелей питания и другие агрегаты.

У летчика находился шлемофон и ларингофон (типа ЛА-2). Общий вес комплекта радиостанции достигал 15,2 кг. Что касается питания, то следует отметить то, что от бортовой сети с напряжением 26 В работал только передатчик. При этом первичным источником питания являлся электрогенератор типа ГС-10-350. Максимальная потребляемая мощность составляла 120 Вт. Приемник же оснащался собственным источником питания, в состав которого входили две батареи типа БАС-60 и щелочной аккумулятор типа 2-НКН-10. Он работал на пяти фиксированных частотах согласно паспорта радиостанции. Их переключение осуществлялось соответствующей ручкой на передней панели. Имелась возможность плавной подстройки в пределах одной фиксированной частоты. Использовался наружный жесткий тип антенны. Место установки, вид антенной мачты, а также ее высота зависели от конкретной марки истребителя. К примеру на скриншотах ниже приведены схемы их размещения на самолетах типа И-16 и И-153.

Размещение других элементов радиостанции также отличалось в зависимости от модели самолета. Стоит отметить одну важную эксплуатационную особенность. Умформер и передатчик располагались вне кабины пилота- в одном из внутрифюзеляжных отсеков. Летчик не имел дистанционного управления передатчиком. В связи с этим он работал на предварительной настроенной частоте. Сменить ее во время полета не представлялось возможным. Ниже мы приведем схему размещения радиооборудования на примере истребителя И-16, а также общую схему соединения отдельных элементов самой радиостанции.

Радиостанция семейства РСИ-4.

Основной радиостанцией истребительного типа в военные годы была РСИ-4. По разным данным всего было выпущено более 100 тысяч экземпляров в различных модификациях. Она представляла собой коротковолновую симплексную телефонную радиостанцию, которая предназначалась для осуществления связи с наземными радиостанциями или c другими самолетами. РСИ-4 в различных модификациях устанавливалась на истребителях типа И-16, И-15, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ла-5, Ла-7, Як-3, Як-7, Як-9, Пе-3 и других, а также на штурмовиках типа Ил-2 и Ил-10.

В основной состав комплекта входили следующие узлы:

  • Передатчик РСИ-3 (или РСИ-3М или РСИ-3М1);
  • Приемник РСИ-4 (или РСИ-4А или РСИ-4Д);
  • Микротелефонный щиток;
  • Умформер РУН-30А или РУ-45А (для передатчика);
  • Умформер РУ-11А (для приемника);
  • Комплект соединительных кабелей;
  • Элементы для амортизации;
  • Антенное устройство;

В отличии от радиостанции РСИ-3, питание здесь осуществлялось только от бортовой сети с напряжением в 26 В. Потребляемая мощность при работе на прием составляла примерно 80 Вт, а при работе на передачу около 210 Вт. Общий вес радиостанции составлял примерно 13,42 кг. Управление передатчиком и приемником было непосредственным. Что же касается рабочих частот, то их диапазон у передатчика составлял от 5 до 3,43 Мгц, а диапазон волн приемника от 6 до 3,75 Мгц. Стоит отметить что рабочая частота передатчика также фиксировалась и выставлялась еще до вылета. Нормальная работа оборудования обеспечивалась при полете на высотах до 11000 метров. В режиме передачи РСИ-4 могла функционировать до 30 мин (но желательно было применение в цикличном режиме), а в режиме приема- в течении всего времени полета. Дальность приема радиосигналов зависела от совокупности различных факторов. С однотипными самолетными радиостанциями она могла достигать 30 км. С наземными радиостанциями типа 11-АК и РАФ она достигала 100 км, а со станциями типа РСБ-Ф около 50 км. Дальнейшим развитием передатчика РСИ-3 стали модификации РСИ-3М и РСИ-3М1. Габариты и органы управления у них остались такими же, изменения же были внесены непосредственно в конструкцию. Принципиальные схемы передатчика РСИ-3 и приемника РСИ-4 приведены на скриншотах ниже.

В результате дальность радиосвязи у первой модификации была увеличена до 90 км, а у второй до 110 км. Также были увеличены и границы высотности. Что же касается передатчика, то можно отметить модификации РСИ-4А и РСИ-4Д. К примеру вторая отличалась наличием дистанционного управления. Некоторые изменения вносились и в принципиальную схему. В качестве конкретных примеров ниже мы приведем схемы размещения радиооборудования на истребителях Ла-5ФН, Ла-7, Як-9 и штурмовике Ил-2.

Более подробно опишем установку радиостанции РСИ-4 на примере истребителя Як-9. Приемник находился в вырезе правой панели приборной доски и крепился на двух кронштейнах. Передатчик и умформеры были расположены в специальном отсеке за бронеспинкой пилота. Передатчик крепился на специальных замках-защелках, а умформеры были закреплены на гнездах. Примерно там же находились две розетки питания умформеров от бортовой сети. Микротелефонный щиток устанавливался в нижней части приборной доски. Соединительные кабели, закрепленные хомутами и скобами, проходили по правому борту кабины. Антенна Г-образного типа была натянута между мачтой и верхней частью киля.

Приемник РСИ-4. Источник фото: https://wwii.space/
Приемник РСИ-4. Источник фото: https://wwii.space/

Радиостанция семейства РСИ-6.

Дальнейшим развитием радиостанции РСИ-4 стала РСИ-6. Ее назначение было аналогичным. Применялась она на таких самолетах как Ла-7, Як-3, Ил-10, а также на некоторых послевоенных машинах. В комплект радиостанции входили:

  • Передатчик РСИ-6;
  • Приемник РСИ-6МУ или РСИ-6М;
  • Умформер РУ-45А;
  • Умформер РУ-11А;
  • Комплект соединительных кабелей;
  • Микротелефонный щиток;
  • Элементы для амортизации;
  • Антенна.

Приемник радиостанции мог работать в течении всего времени полета, а передатчик работал в цикличном режиме. К примеру 5 минут работы и 10 минут перерыва. Радиостанция могла работать на высотах до 12000 метров. Масса оборудования составляла примерно 18,6 кг (без учета шлемофона и антенны). Дальность двухсторонней связи между самолетами с однотипными радиостанциями составляла около 50 км, а дальность связи с наземными радиостанциями типа РАФ около 120 км. Питание радиостанции осуществлялось от бортовой сети с напряжением в 26 В. Потребляемая мощность на прием составляла около 80 Вт, а на передачу около 200 Вт. Диапазон рабочих частот приемника РСИ-6МУ составлял от 3,75 до 5 Мгц. Передатчик также работал на этих частотах. В полете он работал на фиксированной волне. Дальнейшим развитием этого приемника стала модификация РСИ-6М. Основным ее отличием стало исключение умформера РУ-11А. Принципиальные схемы этих приемников приведены на скриншотах ниже.

Также стоит отметить что развитием этой радиостанции стало применение модификаций передатчика РСИ-6К и приемника РСИ-6М1. В качестве примера приведем схему установки радиостанции на штурмовике типа Ил-10. Передатчик РСИ-6 устанавливался на нем начиная с машины № 1897625, а приемник РСИ-6МУ начиная с самолета № 1890113. Что касается передатчика, то он находился по правому борту в задней части фюзеляжа и крепился на специальный кронштейн. Там же устанавливались и элементы амортизации. Приемник располагался под передатчиком и крепился к тому же кронштейну. У его основания разместили умформер РУ-45А. Умформер РУ-11А расположили на защитном кожухе тяг управления в задней кабине стрелка. Щиток дистанционного управления приемником был смонтирован на правом борту кабины пилота. Монтаж составных элементов радиостанции был выполнен экранированными кабелями. На штурмовике применялась антенна Т-образной формы, один конец которой находился на мачте, а второй- на киле самолета. Монтажная и соединительная схема радиооборудования приведены на скриншотах ниже.

На этом цикл статей по советским авиационным радиостанциям военного времени завершен. В дальнейшем мы продолжим рассмотрение прочих изделий подобного назначения. В частности отметим различные зарубежные радиостанции (в том числе трофейные), которые также применялись в СССР во время Великой Отечественной войны.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, ttps://trizna.ru, https://wwii.space/, https://waralbum.ru/, http://www.rkk-museum.ru/, https://military.trcvr.ru/, http://www.warmech.ru/, https://trcvr.ru/, http://oldradioxx.ru/, http://www.russianarms.ru/, https://aviarestorer.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г, книга А. Г. Лидлейн. Справочник по авиационным радиостанциям, книга В. И. Иванов. Справочник по радиоаппаратуре для инженеров и техников связи, Альбом схем к справочнику по радиостанциям, книга под редакцией Г. К. Холоманова. Самолет И-16 с двигателем М-63. Описание конструкции, книга Военного издательства НКО СССР. Радиостанция РСИ-3 обр. 1940 года. Инструкция и описание, книга В. Г. Феррейн и М. В. Красноглядова. Самолет Як-9. Временное техническое описание, книга под редакцией Д. П. Солоухина. Самолет Ил-10 с двигателем АМ-42. Техническое описание, книга под редакцией Б. М. Каневского. Самолет Ла-7. Описание конструкции.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.

Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).