С уходом Сародж Кхан индийская киноиндустрия потеряла огромный талант и приобрела весомое танцевальное наследие. Известная женщина-хореограф умерла от остановки сердца 3 июля 2020 года; ей был 71 год.
Родители Сародж приехали в Мумбаи из Карачи (ныне Пакистан) после разделения страны, как и миллионы других семей, чтобы начать жизнь заново.
Девочку, появившуюся на свет 22 ноября 1948 года, назвали Нирмалой Нагпал. Семья жила в маленькой квартире, где ютилось еще пятеро детей — четыре сестры и брат.
Глядя на плачевное положение ее родителей, друг семьи пристроил маленькую Нирмалу в кино. Так, малышка сыграла актрису Шьяму в детстве, а в фильме Aaghosh (1953) маленькую Радху в паре с малышкой Нааз (которая исполнила роль Кришны).
После смерти отца в семье наступили настоящие черные дни. Нирмале едва исполнилось 10 лет и ей пришлось работать в несколько раз больше, чтобы содержать семью.
Позже она стала фоновой танцовщицей на подтанцовке у таких звезд, как Мадхубала в фильме Ховрский мост / Howrah Bridge (1958).
Девочка настолько хорошо танцевала и схватывала на лету все движения, что сразу привлекла к себе внимание. Она очень сильно впечатлила Б. Соханлала — знаменитого южного режиссера танца. Он был поражен ее изящными движениями и сверхъестественной способности улавливать движения, просто наблюдая за человеком.
Такой талант Соханлал просто не мог упустить и предложил 12-летней Нирмале стать его помощницей. А в 13 лет она вышла за него замуж, несмотря на то, что их разделяла 30-летняя разница в возрасте.
Нирмале было 13, а Соханлалу 43. Он был уже женат и имел 4-х детей, но она долгое время об этом не знала.
Их брак продлился всего 4 года — в 17 лет девушка развелась. Но сотрудничество с мужем не прекратилось. В 14 лет Нирмала самостоятельно поставила танцы для актрисы Виджаянтималы в фильме Dr Vidya (1962) и оставалась помощницей бывшего супруга вплоть до 1973 года, став независимым хореографом по рекомендации актрисы Садханы для ее режиссерского дебюта Geeta Mera Naam (1974).
В 1975 году Нирмала вновь вышла замуж, на этот раз за бизнесмена Сардара Рошана Кхана. Но всегда очень тепло отзывалась о первом муже:
«Он дал мне хлеб с маслом и имя. Сегодня, если я известна своими танцами, то это только благодаря ему».
Однако ей пришлось ждать много лет, чтобы получить признание, которое пришло вместе с сотрудничеством со Шридеви в Hawa Hawai (фильм «Мистер Индия», 1987), Dushman Tu Mera (фильм Волшебный бриллиант, 1986) и Mere Haathon Mein (фильм Чандни, 1989).
А затем с Мадхури Дикшит, начиная с хита «Ek Do Teen» в фильме Жгучая страсть (1988), Tamma Tamma Loge в фильме Инспектор полиции (1990) и Dhak Dhak Karne Laga в фильме Сын (1992). После этого она стала одним из самых успешных хореографов Болливуда.
Только благодаря Сародж, которую невозможно было не заметить, у премии Filmfare появилась новая номинация: «Лучшая хореография».
Она впервые получила ее за «Ek Do Teen» и выигрывала главный трофей еще семь раз. Это рекорд, который еще никем не побит. Сародж поставила более 2000 танцевальных номеров, но что удивительно, свою последнюю постановку она сделала для Мадхури — это была песня «Tabaah Ho Gaye» из фильма «Порок» (2019).
Сародж, которая позже открыла собственную Академию танца, считала, что ей посчастливилось работать в золотой период киноиндустрии, когда все были преданы своей работе.
Она часто говорила, что индустрия похожа на одну большую семью, и ее знали и любили все, кто работал с ней на съемочной площадке.
Кхан была последним из хореографов, которые знали, как адаптировать классический индийский танец на большом экране. В настоящее время фильмы заполонили ремиксы, а современные хореографы просто не знают, как ставить традиционные индийские танцы, такие как Катхак и Бхаратнатьям.
Сародж получила свою вторую Национальную награду за тамильский фильм Sringaram (2006), где ставила хореографию для всех песен. В молодости она пожертвовала многим, чтобы выучить правильные позы и техники классического танца и быть достойной учить других. Более того, она заставила актеров, таких как Санджай Датт и Санни Деол приобрести свой стиль в танце.
Именно она ставила несравненный танец Мадхури Дикшит и Айшварии Рай в исторической песне «Dola Re Dola» из Девдаса (2002) и танец Карины Капур «Yeh Ishq Hai» из фильма Когда мы встретились (2007), за который получила свою последнюю Национальную премию. Больше, чем движения, зрителей завораживало настроение и выражения звезд в песнях, и это была полностью заслуга Сародж Кхан.
Она работала в киноиндустрии более 60 лет.
В 1990-х годах Сародж занялась написанием сценариев. Из-под ее пера вышли такие фильмы, как Неудачное похищение / Khiladi (1992) и Мы лучше всех / Hum Hain Bemisaal (1994) с Акшаем Кумаром, Обманщик / Chhote Sarkar (1996) с Говиндой, Вот и пришла любовь / Hote Hote Pyaar Ho Gaya (1999) с Каджол.
С юных лет она была членом Ассоциации танцоров кино и постоянно боролась за права фоновых танцоров. Она поднялась из нищеты, чтобы стать одной их великих женщин Болливуда.
Ее путь похвален и трагичен. Даже когда все вокруг изменилось, Сародж отказалась сдаваться, до конца придерживаясь своих принципов и работы над тем, что знала и любила больше всего.
Светлая память этой прекрасной женщине! (1948-2020)
Мила — Bollywoodtime
Друзья, спасибо, что читаете! Ваша подписка и лайк – лучшая благодарность автору 💕