Найти тему

Стартап тестирует модель подписки для поисковых систем

Neeva просит пользователей быть клиентом, а не продуктом.

Sridhar Ramaswamy - глава рекламного подразделения Google, в 2017 году покинул компанию после скандала, связанного с рекламой для крупных корпораций, найденных на YouTube видео, которые ставят детей в сомнительные ситуации . Рамасвами рассказывал The New York Times, что вскоре после этого инцидента решил, что ему нужно сделать что-то другое в своей жизни, потому что "рекламная модель имеет ограничения."

Стартап компании Ramaswamy с названием Neeva, - это и есть "что-то другое", и хотя это тоже поисковая система, она стремится обойти некоторые проблемы Google, полностью избегая рекламы. Ramaswamy говорит, что новый движок не будет показывать рекламу и не будет собирать или получать прибыль от пользовательских данных—вместо этого он будет взимать с своих пользователей абонентскую плату.

neeva.co
neeva.co

Подход Neeva следует старой истине, которая гласит, что если вы платите за что-то, вы клиент, но если вы получаете это бесплатно, вы - продукт. Это, вероятно, будет трудно продать общественности, которая стала ожидать "бесплатных" услуг и часто не очень заботится об аспектах конфиденциальности. Даже если мы махнем рукой на трудности завоевания рынка поисковых систем, другие игроки, ориентированные на конфиденциальность, выражают значительные сомнения в подходе Neeva.

Поисковик DuckDuckGo является самым известным, ориентированным на конфиденциальность, конкурентом Google. DuckDuckGo обслуживает рекламу, но не отслеживает своих пользователей по отдельности. Его генеральный директор, Габриэль Вайнберг, говорит, что реклама является практической необходимостью. "Если вы хотите наибольшее влияние и
при этом помочь большинству людей с конфиденциальностью, то вы должны быть свободны, - сказал он.

DuckDuckGo
DuckDuckGo

Однако, DuckDuckGo может быть не самым уместным сравнением с Neeva. Новая поисковая система планируется быть поставщиком второго уровня, с общедоступными результатами, полученными из Bing, Weather.com, Intrinio, и Apple. Она также планирует предложить своим пользователям возможность связывать облачные учетные записи, такие как Google G Suite, Microsoft Office 365 и Dropbox. Помимо предоставления результатов поиска непосредственно из этих частных источников, Neeva будет включать эти данные в построение профиля для персонализации результатов поиска для каждого пользователя.

Startpage является более близким аналогом предлагаемой модели Neeva. Как и Neeva, Startpage использует результаты поиска извне, а именно из Google. В отличие от Neeva, Startpage по-прежнему показывает рекламу Google и собирает часть выручки. Но показывает эти объявления, не пытаясь персонализировать их для пользователя - профиль анализируется, и потенциально идентифицирующая информация пользователя удаляется из запросов, передаваемых в Google.

Генеральный директор Startpage Роберт Э. Г. Бинс обратился к Ars по электронной почте вскоре после запуска Neeva. Он выразил крайний скептицизм в отношении модели Neeva, заметив, что " маркетинговые сообщения могут претендовать почти на все, но политика конфиденциальности имеет юридический статус."

Можно отметить, что есть два различных раздела сайта Neeva , которые, как представляется, решают проблемы конфиденциальности - цифровой Bill of Rights (неофициальное название первых десяти поправок к Конституции США, которые закрепляют основные права и свободы человека и гражданина), выделяющийся на странице компании, и официальная политика конфиденциальности, связанная более строго с нижним колонтитулом каждой страницы.

Цифровой Bill of Rights Neeva, по-видимому, является именно тем маркетинговым сообщением, о котором упоминается. Он делает возвышенные заявления о правах пользователей на конфиденциальность, контролирует сбор данных, прозрачность использования данных и владение пользователями своими собственными данными. Далее заявляется, что компании в целом должны уважать эти права, но при этом не дает никаких прямых обещаний о том, будет ли и как Neeva уважать их. Самое близкое к конкретному заявлению о политике на странице - это строка внизу, в которой говорится: "Мы в Neeva стоим рядом [с этими ценностями] и солидарны с вами."

Политика конфиденциальности Neeva, напротив, является стандартным юридическим документом, и он читается как один. Он также гораздо более конкретен и излагает некоторые тревожные детали, которые звучат в противовес высоким идеалам, выраженным в цифровом "Билле о правах" Neeva. Раздел под названием "раскрытие вашей информации третьим лицам" даже кажется противоречащим самому себе.

Компания Neeva открывает этот раздел, заявив, что она не делится, не раскрывает и не продает вашу личную информацию третьим лицам "за пределами приведенных ниже необходимых случаев" - но эти необходимые случаи включают в себя "филиалы", с очень резким заявлением о том, что компания Neeva "может делиться личной информацией с нашими аффилированными компаниями."

Хотя подразделы" поставщики услуг" и "рекламные партнеры" хеджируются с ограничениями использования, такие ограничения не предусмотрены для данных, совместно используемых с аффилированными лицами. В документе также не содержится конкретного определения того, к кому может относиться термин "филиалы" и в каком контексте.

Более осторожные пользователи должны знать о политике хранения данных Neeva, которая просто гласит: "Мы храним полученную нами личную информацию, как описано в настоящей политике конфиденциальности, до тех пор, пока вы используете наши услуги или когда это необходимо для выполнения целей, для которых она была собрана ... [включая преследование] законных коммерческих целей."

Учитывая, что сбор данных может включать прямое подключение к основному аккаунту электронной почты Google или Microsoft пользователя, это может привести к поистине тревожному объему персональных данных, которые в настоящее время уязвимы для компрометации услуг Neeva, а также использования или продажи (особенно в случае приобретения или слияния) самой Neeva.

Так что, стоит призадуматься перед тем, как переходить к платным услугам "свободных поисковиков"...