Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Бесприданница" (СССР, 1937): мнения киноведов

Бесприданница. СССР, 1937. Режиссер Яков Протазанов. Сценаристы Яков Протазанов, Владимир Швейцер (по одноименной пьесе А.Н. Островского). Актеры: Нина Алисова, Ольга Пыжова, Анатолий Кторов, Михаил Климов, Борис Тенин, Владимир Попов, Владимир Балихин и др. 20 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

Начиная с 1909 года, режиссер Яков Протазанов (1881-1945) поставил 114 (!!!) игровых фильмов, из которых в итоге в тысячу самых кассовых советских кинолент вошла только «Бесприданница».

-2

В год выхода «Бесприданницы» на экран мнения кинопрессы были не слишком лестными для Протазанова:

«Что же осталось в фильме от Островского? Только внешняя занимательность ситуаций и событий, только ряд трогательных моментов, только отдельные яркие реплики» (Волькенштейн, 1937). Волькенштейн В. «Бесприданница» // Искусство кино. 1937. № 2.

«Нельзя же давать Паратова настолько откровенным и прямолинейным пошляком, как это сделали Кторов и Протазанов» (Зельдович, 1937). Зельдович Г. «Бесприданница» // Искусство кино. 1937. № 2.

-3

Однако уже после смерти Якова Протазанова отношение кинокритиков к «Бесприданнице» стало постепенно меняться.

Так Н. Волков и О. Леонидов в 1948 году обращали внимание читателей на яркие актерские работы в этой картине (Волков, Леонидов, 1948: 199-229). Волков Н.Д., Леонидов О.Л. «Бесприданница» // Яков Протазанов / Сост. М.Н. Алейников. М.: Госкиноиздат, 1948. С. 199-229.

-4

Организатор кинопроизводства и киновед Моисей Алейников (1885-1964) в своей книге о творчестве Я. Протазанова отметил, что «в «Бесприданнице» с особой яркостью сказался талант «актёрского режиссёра». Исполнение главных и эпизодических ролей в этом классическом фильме навсегда останется образцом превосходной реалистической игры»… «Бесприданница» Протазанова долго будет служить примером кинематографического мышления режиссёра, …оставаясь верным идеям великого русского драматурга, Протазанов создал большое цельное произведение кинематографического искусства» (Алейников, 1961). Алейников М.Н. Яков Протазанов. М.: Искусство, 1961. 206 с.

-5

Авторы «Краткой истории советского кино» считали, что авторы фильма «Бесприданница» «трактовали историю Ларисы не как драму, а в подчеркнуто острых, бурных коллизиях мелодрамы. Внутреннее движение драмы Островского они сумели передать пластическими средствами кино. … Появились на экране и характерные для мелодрамы детали: горящая свеча, на которой Лариса в доказательство свой любви жжет ладонь, цепи, символизирующие в финале безысходность одиночества героини, и т.п.» (Грошев и др., 1969: 287). Грошев и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969.

-6

А писатель, журналист и киновед Михаил Арлазоров (1920-1980) писал в своей монографии о творчестве Якова Протазанова, что «трагедия Ларисы, ожившая на экране, не могла оставить зрителей равнодушными» (Арлазоров, 1973). Арлазоров М.С. Протазанов. М.: Искусство, 1973. 282 с.

Правда, киновед Нея Зоркая (1924-2006) относилась к «Бесприданнице» более сдержанно: «Спору нет — велико мастерство постановщика, удачно его переложение классического текста, сочны актёрские образы… Но в изображении чувств и страстей, страданий и трагедии Ларисы вдруг не хватает того „чуть-чуть“, о котором любил говорить В.И. Немирович-Данченко, и которое часто служит границей между художественным произведением и заурядной мелодрамой» (Зоркая, 1966: 162). Зоркая Н.М. Портреты. М.: Искусство, 1966. 310 с.

Итак, это были мнения кинокритиков и киноведов.

А каковы Ваши мнения о фильме «Бесприданница», уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020