Тринадцать. СССР, 1937. Режиссер Михаил Ромм. Сценаристы Иосиф Прут, Михаил Ромм. Актеры: Иван Новосельцев, Елена Кузьмина, Александр Чистяков, Андрей Файт, Иван Кузнецов, Алексей Долинин, Пётр Масоха, Иван Юдин, Дмитрий Зольц, Николай Крючков, и др. 20 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
«Краткая история советского кино» наглядно отражает официальную точку зрения на истерн про борьбу с басмачами «Тринадцать», не менявшуюся в течение многих десятилетий:
«Особый интерес представляет то, что сражение дается как психологическое столкновение воль, мировоззрений. Не случайно в эпизод сражения врезается серия портретов героев. Бесстрашие, дисциплина, товарищество – эти объединяющие черты тринадцати героев – даны лаконично, просто… Но не существует группового характера без ярко, хотя и очень скупо обрисованных индивидуальностей. В «Тринадцати» каждый герой характеризуется через типаж, через две-три психологические черточки, особенно интенсивно подчеркнутые в игре актеров… Иначе показаны враги. Банда Ширмат-хана дана обобщенно, как слепая, безликая, яростная масса, возникающая на общих и средних планах. Такой лаконизм здесь вполне уместен: существо происходящей трагедии не в обреченности жестокости басмачей, а в высоком подвиге патриотов» (Грошев и др., 1969: 232-233). Грошев А. и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969.
Уже в XXI веке киновед Ирина Павлова обращает внимание читателей, что «Тринадцать» - «фильм, несущий в себе отпечаток среды. Во-первых, потому, что кино про борьбу красноармейцев с басмачами снималось в Каракумах, в пустыне, где на зубах скрипел песок, и воду приходилось пить тоже с песком, и в кровати скрипел песок. И это все создавало реальность антуража, реальность жизни на экране и для актеров, и для режиссера.
Но главное было не в этом. Именно во время съемок этого фильма завязался поразительный драматичный любовный треугольник. Среди «Тринадцати» была одна женщина. Эту женщину играла актриса Елена Кузьмина, жена замечательного режиссера Бориса Барнета. Барнет был красавец, бретер, боксер. Михаил Ромм не отличался качествами ловеласа. Но вот так сложилось. Он встретил на съемках этой картины женщину всей своей жизни. И Барнет, прослышав про это, примчался в каракумские пески, чтобы бороться за свою жену. Между съемками этого фильма происходили разнообразные драматические столкновения, примирения с питьем одеколона, потом скандалы. Это напряжение, эта любовная чувственная энергетика странным волшебным образом отпечаталась на картине» (Павлова, 2004). Павлова И. «Тринадцать» // ТВ-культура. 23.08.2004. http://old.tvkultura.ru/news.html?id=10004
Сегодняшние зрители по-прежнему помнят эту картину:
"Фильм шикарный, особенно если учесть год съемок. Попробовали бы сегодня так снять! С детства я помнил множество эпизодов из этого фильма, и вот теперь пересмотрел его повторно. Ничуть не разочаровался» (Игорюня).
«Знаю и люблю "Тринадцать" с самого раннего детства. Но только недавно узнал, что наш фильм считается римейком американского фильма "Потерянный патруль" (1934), и конечно же, не мог не посмотреть и его! :)) … В "Тринадцати" успеваешь узнать практически всех бойцов, и переживаешь гибель каждого, в то время как в "Патруле" английские солдаты смешались для меня в единую серую массу, тем более, что и погибали они "от невидимой смерти"; те самые стрелки-арабы появились в кадре только в самом конце фильма» (Г. Воланов).
А каковы Ваши мнения о фильме «Тринадцать», уважаемые читатели?
Александр Федоров