Страсти, которые разгорелись в последние 2, 5 месяца вокруг схиигумена Сергия из Среднеуральского женского монастыря, совершенно закономерны.
Данная ситуация для сегодняшней Русской Православной Церкви может показаться нестандартной, однако, прецедентов этой ситуации в истории РПЦ предостаточно.
Достаточно вспомнить знаменитого лидера движения старообрядцев — протопопа Аввакума (17-й век), ставшего главным оппозиционером для патриарха-реформатора Никона. Тогда одиозный Аввакум не только яростно и бесстрашно боролся — как словом, так и делом — с «антихристовыми», по его мнению, обновлениями в Церкви, но и потянул за собой целую вереницу единомышленников, которые были готовы сжечь себя (акт самосожжения), но не подчиниться никоновским нововведениям.
Однако, даже если брать во внимание историю Церкви пост-советского периода, в ней можно найти немало примеров создания священниками внутри-церковных общинных организаций по принципу «церковь в церкви»: со своей структурой, напоминающей секту, параллельной иерархией и пр.
В частности, не могу не упомянуть один случай, который происходил буквально на моих глазах в Красноярске, где я живу, и спровоцировал, по сути, скандал регионального масштаба. Это была история с одним очень влиятельным красноярским священником (Петром Боевым). Он возглавлял на протяжении нескольких лет отдел по взаимодействию Православной Церкви со СМИ в Красноярской Епархии, и около 10 лет назад создал в нашем городе православную общину с либерально-обновленческим уклоном, которая за 5-6 лет набрала в свои ряды несколько сотен адептов, преимущественно молодежи. Однако, по многочисленным жалобам, в Красноярске начался церковный суд, по решению которого данный священник был запрещен в служении на 10-летний срок. Это было осенью 2016-го года.
Конечно, каждый случай, происходящий в Церкви, необходимо рассматривать индивидуально. Так и сейчас, ситуация в противостоянии между схимонахом Сергием и руководством РПЦ имеет свои акценты, свои уникальные особенности, но очевидно, что накал страстей и противоречий в данном случае уже давно вышел за рамки регионального значения, и активно обсуждается во многих федеральных СМИ.
К тому же, даже известный в РПЦ сектовед Александр Дворкин, которого, как может показаться по его высказываниям, не интересует ничего, кроме разоблачения внутри- и около- православных сект, высказался об одинаковой (то есть, в пропорции 50/50) ответственности за сложившийся конфликт обеих его сторон: как самого Сергия Романова, так и Екатеринбургской Епархии, которая, по его словам, многократно игнорировала «предупреждения» Дворкина об опасности, как он считает, формирования вокруг личности отца Сергия Романова секты с тоталитарным уклоном, в течение последних 10 лет.
https://www.kommersant.ru/doc/4388401
Схимонах Сергий активно выступает, -- на протяжении последних лет, -- против цифровизации, против создания единой ‘электронной базы данных россиян, которая, по его мнению, может привести к тотальному контролю над обществом в России. Также он призывает не верить в масштабы пандемии коронавируса, выходить на улицы и открыто протестовать против сегодняшнего порядка вещей в нашей стране.
Кроме всего прочего, в одной из своих апрельских проповедей отец Сергий анафемствовал тех, кто закрывает храмы в условиях пандемии, по требованиям Роспотребнадзора, чем вызвал бурю негодования в руководстве Екатеринбургской Епархии, что привело сначала к запрету отцу Сергию проповедовать, затем — к церковному суду над ним.
Интересны также сообщения в некоторых источниках о поддержке отца Сергия некоторыми старцами со святой горы Афон.
https://www.e1.ru/news/spool/news_id-69348982.html
Патриарх Кирилл, митрополит Кирилл, Екатеринбургская Епархия — другая сторона данного внутри-церковного конфликта. Они отстаивают как раз «официальную позицию Церкви». У них есть вся власть для этого, все необходимые «рычаги» влияния внутри Церкви.
Последний церковный суд, который состоялся 3-го июля 2020 года, принял решение о лишении схиигумена Сергия сана священника, однако, согласно правилам Православной Церкви, и по решению церковного суда, отец Сергий Романов остается схимонахом и членом Церкви.
https://ria.ru/20200703/1573859756.html
Логика Екатеринбургской Епархии в решении Церковного Суда от 3.07.2020 в отношении схиигумена Сергия (Романова), как мне кажется, предельно проста: «Нет священника — нет проблемы».
Однако, в конфликте РПЦ с отцом Сергием Романовым, такая логика, как мне думается, не сработает.
Потому что причина данного противостояния — не только в жестких и нонконформистских высказываниях священника, но и в самой противоречивой системе сегодняшней Русской Православной Церкви, а также во внутри-церковной политике патриарха Кирилла.
Патриарх Кирилл — опытный, талантливый политик, конформист и карьерист. Однако, одна из ключевых ролей Патриарха — объединять верующих с совершенно разными взглядами и политическими предпочтениями.
Читая то, что патриарх Кирилл, либо помощники (от его лица), пишут на официальных аккаунтах патриарха в социальных сетях, можно понять одну простую вещь: он будет «горой» стоять за всяческую поддержку и сохранение отношений со светской властью, но никогда не станет «горой» за обычных, простых верующих граждан нашей страны, если их права или свободы грубо нарушаются.
Когда церковная власть в своих проповедях, действиях, не учитывает запросы простых верующих, которые не смотрят на события, происходящие в РПЦ в «розовых очках» неофитов (в том числе, игнорируется запрос на социальную справедливость) — такая власть становится элитарной, уязвимой к различного рода расколам, сектам и другим внутренним протестным движениям.
Со стороны же обычного верующего человека может произойти банальная «фрустрация» — ведь кто-то должен отражать его взгляды на высшем уровне, а если их не отражает Патриарх, то их будет отражать кто-то другой, склонный к противоположным от патриарха взглядам.
В том случае, если бы патриарх Кирилл стоял в стороне от политических событий, происходящих в России, не сближаясь в своих взглядах с политическим истеблишментом в РФ — все это было бы не столь заметно. Однако, патриарх Кирилл еще задолго до дня своей интронизации в 2009-м году был, по всей видимости, сторонником союза «сильной церкви и сильного государства» — так же, как его духовный наставник, ныне покойный митрополит Никодим (Ротов).
Именно поэтому я глубоко убежден, что конфликт руководства РПЦ с отцом Сергием Романовым — естественное и вполне закономерное, неизбежное следствие противостояния политического конформизма патриарха Кирилла с любой другой внутри -церковной силой, способной реально выступить с абсолютно противоположными тезисами, которые направлены на удовлетворение запросов верующих, не симпатизирующих действиям патриарха. Просто в данном случае такой силой выступил отец Сергий Романов, но на его месте мог быть и любой другой харизматичный священник с нонконформистскими политическими взглядами.
И, хотя отец Сергий Романов на сегодняшний день уже не является священником — но сама сегодняшняя Церковь с ее противоречивой структурой, пропитанной властоугодием и лизоблюдством, во главе с патриархом Кириллом -- осталась.
И, следовательно, остались все проблемы Церкви, все «острые углы», на которые постоянно указывал отец Сергий в своих проповедях, и которые точно не исчерпаются вместе с лишением его сана священника.
Также усугубляют — и вполне могут дальше усугублять — данный внутри-церковный конфликт, различные «светские» силы: провокации со стороны медиа-персон (Ксения Собчак) и журналистов различного рода СМИ, которые, судя по их репортажам, слабо разбираются даже в элементарных предметах церковного обихода, и запросто могут спутать в них «ложь» — и «лжицу», «кадило» — и «паникадило».
Эти и другие события в РПЦ медленно, но верно, ведут к тому, что в Русской Православной Церкви останется лишь 3 типа людей:
1. неофиты, недавно ступившие за порог православного храма, и видящие пока еще внутри-церковную реальность в розовом цвете, 2. люди, давно укоренившиеся в православии, для которых Патриарх Кирилл — сменщик, занимающийся больше политикой, чем управлением приходами и внутри-церковными настроениями и 3. сторонники внутри-политической линии патриарха Кирилла.
Исход же ситуации с отцом Сергием и его единомышленниками предугадать до конца сложно, очевидно лишь то, что на данный период, несмотря на лишение отца Сергия Романова священнического сана за его проповеди и непослушание руководству Епархии, конфликт окончательно не исчерпан.
Спасибо за внимание и подписывайтесь на мой канал!🙏
(с) Дмитрий Корчин