Мало какой из древних народов оставил после себя такое впечатляющее наследие, как античные греки. Сохранилось огромное количество скульптур, рисунков и текстовых описаний внешности как знаменитых героев «Илиады» и «Одиссеи», так и многих других персонажей древнегреческой истории. Казалось бы, затруднений с реконструкцией внешности древних греков быть не должно. Однако, это неверно.
Начнём с самого простого и очевидного — скульптур. В отличие от римлян, предпочитавших грубый натурализм, греки ценили идеальное тело и особенно лицо. Важнейшим элементом красоты у античных скульпторов и считался так называемый «греческий нос». Он должен был прямо переходить в лоб, выраженная переносица при этом практически отсутствовала. Такое изображение внешности человека сложилось постепенно, формирование этого канона искусствоведы проследили по вазописи на древнейшей краснофигурной керамике.
Немецкий философ XIX века Гегель отмечал, что в так называемом греческом профиле практически отсутствуют «животные» черты (жевательные мышцы и скулы, к которым они крепятся), а элементы, демонстрирующие умственную деятельность (например, лоб), напротив, нарочито выделены. Такой стиль изображений связан с древнегреческим принципом καλοκαγαθία — красота героя должна соответствовать его добродетели, поэтому именно так скульпторы изображали богов и героев. А вот отрицательных персонажей выделяли «звериными» носами: приплюснутыми, как у обезьян, либо крючковатыми, как у хищных птиц.
На практике «греческий нос», хоть и редок, но изредка встречается, в том числе и у современных греков. Предполагается, что античными скульпторами он считался воплощением красоты именно из-за своей редкости, ведь будь он чем-то привычным, на него просто не обращали бы внимания. Та же субъективность относится и к описаниям внешности персонажей греческого эпоса: красивые женщины в них непременно светлокожи (обычный эпитет при описании красавицы — leukolenoi, «белорукая»), а вот мужественность символизировало ровно обратное. Одиссей, сильно загоревший во время своего весьма продолжительного путешествия, имел прозвище Melagkhroies («темнокожий»).
Учёные считают, что античные греки представляли собой смесь нескольких различных народов: «местные неолитические средиземноморцы; пришельцы с севера, из региона Дуная; кикладские племена из Малой Азии». Таков был вывод после изучения останков из древнегреческих захоронений. Античные авторы писали о том же, к примеру географ Дикеарх, живший в IV в. до н. э., восхищался светловолосыми фиванцами и восхвалял облик белокурых спартанцев, но при этом подчёркивал редкость такого типа внешности в остальной Греции. Римский автор Полемон во II в. н. э писал: «Те, кто сумел сохранить ионийскую расу во всей её чистоте, — мужчины довольно рослые и широкоплечие, статные и довольно светлокожие. Волосы у них не совсем светлые, относительно мягкие и слегка волнистые. Лица широкие, скуластые, губы тонкие, нос прямой и блестящие, полные огня глаза».
Изучение скелетов в найденных древнегреческих захоронениях позволяет утверждать, что они и в самом деле были относительно высокорослыми. Рост взрослых мужчин составлял 1,67—1,82 м, а женщин 1,50—1,57 м. Северный тип внешности (те самые «светлокожие и белокурые») составляли около 5% населения античной Греции, остальные греки имели типичную средиземноморскую или малоазийскую внешность. Что неудивительно, ведь по данным генетики, среди греков, как в античности, так и сейчас, преобладают гаплогруппы, распространённые среди жителей Северо-Восточной Африки и Среднего Востока.
По современным представлениям, греческий народ возник в результате смешения многих этнических групп: жителей острова Крит, ионийцев, эолийцев, дорийцев (спартанцы и македонцы) и ахейцев. Сами древние греки считали себя выходцами из Фессалии (северо-восток Эллады), где жил Эллин, мифический прародитель всех греческих племён, которые появились от трёх его сыновей: Дора, Эола и Ксуфа.
И всё же, можем ли мы увидеть реальные, а не идеализированные лица древних греков? Да, такая возможность существует. На так называемых Фаюмских портретах, рисовавшихся с I по IV века н.э., запечатлены лица греческого населения оазиса Фаюм в Египте. Греки поселились здесь после завоеваний Александра Македонского. Эти погребальные портреты заказывались родственниками умерших, желавших видеть как можно более точное соответствие портрета оригиналу, поэтому они вполне реалистичны и передают нам облик древних греков, мало отличающийся от внешности современных греков.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев