Найти в Дзене
СВОЛО

Почему Леонардо да Винчи гений

Позавчера я прошёл ЕГЭ по русскому языку. Первым там надо было выбрать верный вариант высказывания об искусстве, и первым был такой вариант: «В искусстве мы всегда воспринимаем не только то, что непосредственно сообщается нашему зрению или слуху, не только само действие, сам предмет, но и то, что кроется за ним» (https://app.egerf.site/test?mode=started&test_variation_id=2). Я выбрал его и тем потерял один балл. То, чему я посвятил всю жизнь, красно говоря, в теперешней школе запрещено. Впрочем, и когда я учился, 70 лет назад, - тоже. Но я поклялся, что выучусь, стану на ноги и разберусь, почему Леонардо да Винчи гений. – Оказалось, потому, что он достиг описанного в егэшном первом варианте признака искусства. Подсознанию Леонардо стало ясно (а шла эпоха Раннего Возрождения), что дальше так жить нельзя – в таком разгуле разврата. Под-соз-нанию. Сознанию – нет. Он вполне себе с интересом читал (нашли в его библиотеке) книги о разврате. «Он читал сонеты Буркиелло, “Шутки” Поджио и по

Позавчера я прошёл ЕГЭ по русскому языку. Первым там надо было выбрать верный вариант высказывания об искусстве, и первым был такой вариант:

«В искусстве мы всегда воспринимаем не только то, что непосредственно сообщается нашему зрению или слуху, не только само действие, сам предмет, но и то, что кроется за ним» (https://app.egerf.site/test?mode=started&test_variation_id=2).

Я выбрал его и тем потерял один балл.

То, чему я посвятил всю жизнь, красно говоря, в теперешней школе запрещено. Впрочем, и когда я учился, 70 лет назад, - тоже. Но я поклялся, что выучусь, стану на ноги и разберусь, почему Леонардо да Винчи гений. – Оказалось, потому, что он достиг описанного в егэшном первом варианте признака искусства.

Подсознанию Леонардо стало ясно (а шла эпоха Раннего Возрождения), что дальше так жить нельзя – в таком разгуле разврата. Под-соз-нанию. Сознанию – нет. Он вполне себе с интересом читал (нашли в его библиотеке) книги о разврате.

«Он читал сонеты Буркиелло, “Шутки” Поджио и почти исчезнувшую с лица земли маленькую книжонку под названием “Manganello”. Буркиелло, Поджио и Манганелло - это выразители веселья Ренессанса. Но какого веселья! Веселья чувственного сладострастия, веселья откровенного цинизма, грубо плебейского по форме и тем более завлекательного для пресыщенных нервов» (Волынский. http://www.vinci.ru/glava2_1.html).

И какое-то откровение или что на него снизошло (от Бога, так, наверно, он думал)… Да не на него, а, опять же, в его подсознание… Что можно людей спасти. – Под-соз-нанию это стало «ясно». И он это выразил картинами. И «это» согласились, в общем, все критики будущего называть идеалом Гармонии низкого и высокого. Не революцией, а эволюцией изменять людей. Принимая людей, какими они есть, но веря, что Бог их не покинул. И в коротком историческом будущем всё будет хорошо.

Так вот эта Гармония земного и небесного «текстом» не дана. Подсознание не имеет ни слов, ни изобразительных канонов, «не сообщается нашему зрению». А прямиком, благодаря странности «текста» (соединению чистоты и… вакханки в «Моне Лизе» {это слова Чичерина}), - прямиком оказывается в нашей душе в подсознательном же виде (Выготский назвал это катарсисом). И нас распирает от ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. – Вот и назвали Леонардо гением.

То же получилось с Шеренбергом. Но не по части всемирной известности. А с его подсознательным идеалом.

Он жил-бедствовал в Париже в исканиях себя как художника среди богемной радикальной художественной тусовки, порождавшей одного за другим ницшеанца в лучшем случае. Это всё-таки идеал. Трудно постижимый большинству. Самим приобщаемым тоже. И потому они один за другим дорывались до славы. Но не Шеренберг. Его, наверно, эта чернота угнетала. Как разврат Раннего Возрождения – Леонардо.

И вдруг – в России победила Октябрьская Революция. Его, как и Леонардо – Бог, осенило ЧТО-ТО. Расшифрую его подсознание: это уверенность, что теперь-то рай на земле не за горами, а в близком историческом будущем. – Он вернулся из Парижа в РСФСР. И…

Штеренберг. Селёдки. 1917.
Штеренберг. Селёдки. 1917.

В Советской России голодно. Мещане только о еде и думают. Как заработать, где еду достать, в общем, как дожить до завтра. И война ж. Аскеза на картине есть образ этого. Жалкие две селёдки. Даже вилка с ложкой заодно выполнены – экономия. Жалкая палитра – тона тёплого коричневого и холодного околосинего в ложко-вилке, тона белого и чёрного в спинках селёдок. И – всё. И – напротив – какая сочность живописи. – Как низкое и высокое у Леонардо. – Катарсис, который, будучи осознан, есть надежда на скорое наступление коммунизма.

5 июля 2020 г.