Найти тему
SAMCOM

Локомотивы времён СССР, которые так и не стали массовыми

Оглавление

Какие-то из них опередили своё время. Какие-то были слишком дорогими. А какие-то неперспективными.

Конструкторами СССР было придумано множество самых разных локомотивов. Но далеко не все они стали колесить по железнодорожным путям страны.

В этом материале мы расскажем о наиболее любопытные экспериментальные модели локомотивов времён СССР, которые так и не стали массовыми.

1. Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ)

Источник: https://ru.wikipedia.org/
Источник: https://ru.wikipedia.org/

Это должен был быть быстрый аэровагон, приводящийся в движение авиационными двигателями. На первом этапе работ над проектом инженеры предложили оснастить СВЛ двигателями от истребителей МиГ-15. Однако экономический отдел бюро посчитал, что такая машина окажется очень дорогой в изготовлении. Поэтому решили поступить иначе. А именно – взять двигатели АИ-25 от самолёта Як-40. В качестве же основы для ЭВС решили выбрать корпус и некоторые узлы моторного вагона типа ЭР22.

Интересным ходом стало размещение пары турбореактивных двигателей АИ-25 на крыше СВЛ: в передней её части имелся пилон характерной Т-образной формы – на нём они как раз и крепились.

Первые тесты инновационного вагона начали в 1971 году. Тогда он смог набрать аж 187 км/ч. Теоретически максимальная скорость была ещё выше (350 км/ч!), но быстрее ехать становилось опасно из-за большого числа поворотов на выбранном для испытаний участке.

Несмотря на все старания конструкторов, в 1975 году проект был окончательно похоронен, а единственный построенный образец-прототип отправился на Калининский вагоностроительный завод, где и простоял в забвении до конца 2000-х.

2. ГТ101

-2

Перед нами газотурбовоз. Такие в 60-х годах рассматривались как очень перспективные машины. Считалось, что свободно-поршневые генераторы газа (СПГГ) гарантируют более высокую приемистость силовой установки.

Первый экземпляр, собранный в Луганске, представили на публике в рамках выставки 1961 года на Рижском вокзале (Москва). Дебютный тестовый рейс газотурбовоз совершил летом того же года.

В ходе этих испытаний вскрылся целый ряд проблем. Например, газотурбовоз никак не хотел развивать полную мощность, равную по паспорту 3 000 лошадиным силам. Заодно обнаружились затруднения при регулировке мощности. Хоть эти недочёты и начали исправлять, уже в 1965 году разработку под индексом ГТ101 признали бесперспективной, а несколько лет спустя – в 1971-м – в стране и вовсе полностью отказались от любых программ по созданию газотурбовозов.

3. Г1

-3

Ещё один газотурбовоз – более ранних лет. Он же и в принципе первый советский газотурбовоз. Его разработка стартовала в 1954 году.

Машина задумывалась как двухсекционная, однако предприятие в Коломне выпустило лишь опытную секцию. При всей амбициозности проекта нельзя не отметить его чрезвычайную сырость в техническом плане. В первую очередь, речь идёт об огромных сложностях в создании газотурбинной установки. Их собирали параллельно по несколько штук, испытывали днями и ночами, но результат всё равно оказывался плачевным – только три из газотурбинных установок признали пригодными для эксплуатации, да и они в процессе работы постоянно выходили из строя. Особенно слабо в плане надёжности новинка показывала себя на фоне проверенного годами магистрального тепловоза ТЭ3.

В конце 1965-го газотурбовоз поступил для эксплуатации в депо города Льгов Курской области, где совершал всего по 3-4 поездки за месяц.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.