Найти тему
киНоНостальгия

Лучший фильм в крайне неровной серии "индейских" вестернов с Гойко Митичем.

Оглавление
"След Сокола" (1968)
"След Сокола" (1968)

Рискну быть разорванным ностальгирующими фанатами фильмов студии "Дефа" с сербом Гойко Митичем в ролях всевозможных индейцев и индейских вождей. Тем не менее, на мой взгляд, вся серия - исключительно неровное по качеству кино, к тому же быстро деградировавшее к скучным опусам типа "Северино" и "Вождь Белое Перо", которые даже на безрыбье приключенческого кино 80-х не вызывали энтузиазма.

Сразу предупрежу - не надо возмущаться, что это, мол, ваше детство и мне не понять зрительской любви и эмоций. Я - 1969-го года рождения, так что "Чингачгук", "Оцеола", "Ульзана" и прочие - часть и моего детства и юности. Однако давайте попробуем быть объективными.

"След Сокола" (1968)
"След Сокола" (1968)

Серия неплохо стартовала "Сыновьями Большой Медведицы", очень достойно продолжилась "Чингачгуком Большим Змеем" - и в 1968-м вышел, на мой взгляд, лучший фильм - "След Сокола". Видимо, удачно сошлись звезды для "Дефа" - уже набили руку на первых "индейских" лентах, и при этом серия еще не скатилась в рутинное кино о "плохих" белых и "хороших" индейцах с массой болтовни и медленным действием (недавно пересмотрел "Апачей" и изрядно поскучал до финала - первая action-сцена случается чуть ли не через полчаса после начала фильма!).

"След Сокола" (1968)
"След Сокола" (1968)

В "Следе Сокола" все сложилось идеально. Динамичный сюжет с быстрым развитием. Крепкая режиссура Готфрида Кольдитца. Ряд очень прилично снятых зрелищных сцен - таких как эталонное нападение индейцев на поезд, резня в индейской деревне, бой в городке белых поселенцев и другие. Отличные актеры в "злодейских" ролях и ролях второго плана (например, Барбара Брыльска в амплуа романтической красотки).

"След Сокола" (1968)
"След Сокола" (1968)

Немаловажный момент - в "Следе Сокола" нет перебора с "идеологией", которая вскоре станет бичом "индейских" фильмов. Конечно, все подонки в этой ленте, как положено, - бледнолицые. И, само собой, они исключительно заняты планами уничтожения "краснокожих" и присвоения их богатых золотом земель Но в "Следе Сокола" это - не тема для нудных разговоров, а повод для напряженного приключенческого сюжета.

Для сравнения - в уже упомянутых "Апачах" почти полчаса экранного времени злодеи-бледнолицые строят злодейские бледнолицые планы, пока наивные апачи сами идут в смертельную ловушку. А "Оцеолу" пришлось радикально сократить в советском прокате - даже для СССР эта экранизация Майн Рида оказалась слишком тяжеловесной и идеологизированной!!!

"След Сокола" (1968)
"След Сокола" (1968)

Самое важное - "След Сокола" оказался действительно увлекательной, почти эталонной приключенческой лентой 60-х. Зрителей не "перегружали" болтовней, зато исправно стреляли винчестеры, свистели стрелы, скакали лошади, а в финале поверженный злодей заслуженно летел в пропасть.

Я посмотрел "Сокола" школьником в самом начале 80-х. И три дня подряд после уроков бегал на дневной сеанс, чтобы смотреть черно-белую копию увлекательного вестерна (хотя в те времена даже не знал этот термин). Кстати, что "Чингачгук" и "Сокол" - цветные фильмы, я узнал уже в 90-е...

"След Сокола" (1968)
"След Сокола" (1968)

Еще одна важная составляющая успеха "Сокола" - великолепная музыка Карла-Эрнста Зассе. Многие собеседники мне говорили, что это калька классических голливудских саундтреков. На мой взгляд, это не копирование, а блестящее развитие традиций.

В любом случае треки из "Сокола" - одни из любимых в моей коллекции музыки вестернов. А "злодейская" тема, смею утверждать, достойна главных шедевров жанра. Напеваю ее уже сорок лет - и почаще "Имперского марша".

"След Сокола" (1968)
"След Сокола" (1968)

У "Сокола" был сиквел - "Белые волки" (1969), снятый другим режиссером. На мой взгляд (снова повторюсь), "волки" здорово проигрывают "соколу", но вместе эти ленты образуют вершину фирменного жанра ГДР.

"Белые волки" (1969)
"Белые волки" (1969)

Еще раз простите, фанаты Гойко Митича! Я очень критически отношусь к фильмам "Дефа", но при этом искренне люблю два из них. "Чингачгук Большой Змей" - лента большого обаяния и великой литературной основы. "След Сокола" - реально лучшая картина с точки зрения "чистого кино", отличное кино-приключение в самом лучшем смысле слова.

Уже в детстве я позевывал на скучном "Северино", в юности с недоумением смотрел "Вождя Белое Перо". А вот "След Сокола", удивляя друзей и семью, ностальгически пересматриваю и по сей день. На мой взгляд (снова повторюсь, подчеркивая абсолютно личное мнение) - это настоящий и единственный шедевр всей серии. И хотя бы ради него все мероприятие стоило существования.

О фильме "Братья по крови" с Гойко Митичем и Дином Ридом читайте тут.

О другой популярной серии европейских вестернов - о Виннету - читайте тут.