Рискну быть разорванным ностальгирующими фанатами фильмов студии "Дефа" с сербом Гойко Митичем в ролях всевозможных индейцев и индейских вождей. Тем не менее, на мой взгляд, вся серия - исключительно неровное по качеству кино, к тому же быстро деградировавшее к скучным опусам типа "Северино" и "Вождь Белое Перо", которые даже на безрыбье приключенческого кино 80-х не вызывали энтузиазма.
Сразу предупрежу - не надо возмущаться, что это, мол, ваше детство и мне не понять зрительской любви и эмоций. Я - 1969-го года рождения, так что "Чингачгук", "Оцеола", "Ульзана" и прочие - часть и моего детства и юности. Однако давайте попробуем быть объективными.
Серия неплохо стартовала "Сыновьями Большой Медведицы", очень достойно продолжилась "Чингачгуком Большим Змеем" - и в 1968-м вышел, на мой взгляд, лучший фильм - "След Сокола". Видимо, удачно сошлись звезды для "Дефа" - уже набили руку на первых "индейских" лентах, и при этом серия еще не скатилась в рутинное кино о "плохих" белых и "хороших" индейцах с массой болтовни и медленным действием (недавно пересмотрел "Апачей" и изрядно поскучал до финала - первая action-сцена случается чуть ли не через полчаса после начала фильма!).
В "Следе Сокола" все сложилось идеально. Динамичный сюжет с быстрым развитием. Крепкая режиссура Готфрида Кольдитца. Ряд очень прилично снятых зрелищных сцен - таких как эталонное нападение индейцев на поезд, резня в индейской деревне, бой в городке белых поселенцев и другие. Отличные актеры в "злодейских" ролях и ролях второго плана (например, Барбара Брыльска в амплуа романтической красотки).
Немаловажный момент - в "Следе Сокола" нет перебора с "идеологией", которая вскоре станет бичом "индейских" фильмов. Конечно, все подонки в этой ленте, как положено, - бледнолицые. И, само собой, они исключительно заняты планами уничтожения "краснокожих" и присвоения их богатых золотом земель Но в "Следе Сокола" это - не тема для нудных разговоров, а повод для напряженного приключенческого сюжета.
Для сравнения - в уже упомянутых "Апачах" почти полчаса экранного времени злодеи-бледнолицые строят злодейские бледнолицые планы, пока наивные апачи сами идут в смертельную ловушку. А "Оцеолу" пришлось радикально сократить в советском прокате - даже для СССР эта экранизация Майн Рида оказалась слишком тяжеловесной и идеологизированной!!!
Самое важное - "След Сокола" оказался действительно увлекательной, почти эталонной приключенческой лентой 60-х. Зрителей не "перегружали" болтовней, зато исправно стреляли винчестеры, свистели стрелы, скакали лошади, а в финале поверженный злодей заслуженно летел в пропасть.
Я посмотрел "Сокола" школьником в самом начале 80-х. И три дня подряд после уроков бегал на дневной сеанс, чтобы смотреть черно-белую копию увлекательного вестерна (хотя в те времена даже не знал этот термин). Кстати, что "Чингачгук" и "Сокол" - цветные фильмы, я узнал уже в 90-е...
Еще одна важная составляющая успеха "Сокола" - великолепная музыка Карла-Эрнста Зассе. Многие собеседники мне говорили, что это калька классических голливудских саундтреков. На мой взгляд, это не копирование, а блестящее развитие традиций.
В любом случае треки из "Сокола" - одни из любимых в моей коллекции музыки вестернов. А "злодейская" тема, смею утверждать, достойна главных шедевров жанра. Напеваю ее уже сорок лет - и почаще "Имперского марша".
У "Сокола" был сиквел - "Белые волки" (1969), снятый другим режиссером. На мой взгляд (снова повторюсь), "волки" здорово проигрывают "соколу", но вместе эти ленты образуют вершину фирменного жанра ГДР.
Еще раз простите, фанаты Гойко Митича! Я очень критически отношусь к фильмам "Дефа", но при этом искренне люблю два из них. "Чингачгук Большой Змей" - лента большого обаяния и великой литературной основы. "След Сокола" - реально лучшая картина с точки зрения "чистого кино", отличное кино-приключение в самом лучшем смысле слова.
Уже в детстве я позевывал на скучном "Северино", в юности с недоумением смотрел "Вождя Белое Перо". А вот "След Сокола", удивляя друзей и семью, ностальгически пересматриваю и по сей день. На мой взгляд (снова повторюсь, подчеркивая абсолютно личное мнение) - это настоящий и единственный шедевр всей серии. И хотя бы ради него все мероприятие стоило существования.
О фильме "Братья по крови" с Гойко Митичем и Дином Ридом читайте тут.
О другой популярной серии европейских вестернов - о Виннету - читайте тут.