Бытует мнение, что существует некий пул вакансий под грифом "только для своих". Мол, просто так, с улицы на них никого не берут, попасть на работу в данную компанию можно только по великому блату. И соискатели, особенно в ранге ТОП-менеджеров, ищут любые возможности зайти туда с чёрного входа - поднимают все свои связи, стучатся в рекрутинговые агентства, к частным рекрутерам и карьерным консультантам с просьбой трудоустроить их за деньги.
Действительно ли существуют подобные вакансии, которые как дефицитный товар в советские годы продаются строго из-под полы? И нужно ли тратить время - на поиск посредника и деньги - на то, чтобы он представил вас такому работодателю?
Доля правды в том, что некоторые должности расходятся "по своим", есть, поскольку существуют семейные бизнесы, куда в принципе не рассматривают людей с улицы, и тёплые местечки в компаниях (чаще - в государственных), на которые их руководство пристраивает своих детей и родственников.
Но говорить об этом очень узком рынке вакансий нет смысла, поскольку если вы не относитесь к категории родных и близких людей, шансов на них попасть - ноль целых шиш десятых. Даже за деньги и по рекомендации "самого Петра Ивановича". Кто вам отдаст лакомую должность, если она предназначена для любимого сына?
Поэтому в данной статье мы рассмотрим стандартный закрытый рынок труда - тот, на котором есть возможности для простых смертных.
Все опубликованные вакансии - это открытый рынок труда. На него чаще всего попадают не самые интересные предложения работодателей – и по должностям, и по условиям работы.
Разница в средних зарплатах на открытом и закрытом рынках труда иногда доходит до 2-3 раз. К примеру, с предъявляемыми в вакансии требованиями соискатель с работного сайта может согласиться и за 70 тысяч рублей, а тот, кто и так трудоустроен + ценится своим работодателем, будет рассматривать варианты от 200 тысяч.
Если наниматели ищут новых сотрудников по своим каналам, рекомендациям, переманивают их сами или с помощью хедхантеров – это закрытый рынок труда. В открытый доступ эти вакансии не попадают, потому что:
- Компания не хочет афишировать поиск нового сотрудника (ищут замену работающему или не хотят светить перед конкурентами свои планы или потребности)
- Позиция столь ответственная, что случайного человека на неё рассматривать не готовы - только проверенного (так чаще происходит при поиске ТОП-менеджеров)
- Компания ищет очень редкого специалиста, которых на рынке раз-два и обчёлся, и не хочет получать и обрабатывать поток нерелевантных откликов
- Условия столь привлекательные, что на них легко переманить или найти сотрудника по рекомендациям работников компании или знакомых из отрасли. Поэтому в открытый доступ вакансия просто не успевает попасть.
И когда вы думаете, а не обратиться ли к карьерному консультанту или в кадровое агентство с просьбой куда-то вас устроить за деньги, вам нужно понять вот что:
Закрытый рынок вакансий складывается из конкретных запросов работодателей. И по ним точечно подбираются кандидаты с чётко заданными характеристиками. На полсантиметра влево или вправо - и будет мимо.
Любое агентство или частный рекрутер отталкиваются от потребности компании, а не соискателя, которого нужно устроить на работу. Заказчик – работодатель, это он принимает решение о найме, поэтому ему и карты в руки. Невозможно заставить кого-то взять человека, который не подходит, так как в таком случае наниматель будет играть против себя. Зачем ему это?
Если бы вы были интересны и подходили данному работодателю, вас бы уже давно кто-то рекомендовал или знал как лучшую кандидатуру для хантинга. А если этого до сих пор не случилось, вероятность того, что вы придётесь ко двору – минимальна.
К тому же, за помощью в трудоустройстве чаще всего обращаются те соискатели, которые до этого сами не один месяц искали работу. И их резюме висели в открытом доступе. Приглашай – не хочу! А раз до сих пор не пригласили, значит, не вариант. И никакой посредник вас туда не пропихнёт даже за миллион.
Чтобы вам были доступны вакансии закрытого рынка труда, вам пожизненно стоит помнить о трёх китах успешной карьеры:
- Профессионализм и постоянное наращивание своего мастерства
- Безупречная деловая репутация
- Нетворкинг.
Последнее - это способность строить продуктивные социальные связи, которые в нужный момент помогут вашим знакомым вспомнить о вас и рекомендовать достойным работодателям. Но даже в этом случае компания не подмахнёт бездумно, а сначала соберёт информацию о вас, поэтому и профессионализм, и деловая репутация у вас должны быть на высоте. Увольняйтесь со всех мест работы красиво, не ввязывайтесь в судебные тяжбы с бывшими работодателями, не будьте на работе конфликтными, не злословьте в адрес эйчаров и руководства компаний в соцсетях - и будет вам отличная репутация.
Галина Бобкова, карьерный консультант, коуч по самореализации, www.ccgb.ru