Найти в Дзене
Todo el mundo :)

Почему иконы не должны быть "как в жизни"

Я думаю любой человек сталкивался с тем, что католические изображения, в отличие от православной иконописи, значительно более понятны, близки к реальности и декоративны. Это также касается и русских икон XVII-XVIII веков, которые постепенно становились все более изысканными и натуралистичными. Но хорошо ли это? Для начала стоит понять, чем икона отличается от любого другого изображения.

Витраж в католическом стиле попал в алтарь Исаакиевского собора благодаря мюнхенскому архитектору Л. Кленце.
Витраж в католическом стиле попал в алтарь Исаакиевского собора благодаря мюнхенскому архитектору Л. Кленце.

Православная икона изображает вовсе не реальность, а Горний мир Бога, который имеет иные законы и правила, чем наш. Именно поэтому на изображениях святых, ангелов и Христа нет теней(в Божьем Царстве не существует тьмы, оно пронизано светом), серого цвета (смешение тьмы,черный цвет, и света,белый цвет, невозможно в Царстве добра), а их лица не выражают заметных и ярких эмоций(в Царстве Бога нет забот и страстей, которые бы их вызывали). Данный канон изображения существует не просто так.

 Иоанна Крестителя изображают и вовсе с красными крыльями и собственной головой. Это как раз и показывает, что икона изображает совершенно другой мир, который на наш совсем непохож.
Иоанна Крестителя изображают и вовсе с красными крыльями и собственной головой. Это как раз и показывает, что икона изображает совершенно другой мир, который на наш совсем непохож.

Подобные, казалось бы, преграды для изображения вызваны стремлением сделать икону предметом религиозных переживаний, глубокого духовного опыта, а не эстетического наслаждения, как это делают католическая живопись, Строгановская школа и Ушаков (Тайная Вечеря 1685 г. ). Натуралистичные мотивы, слишком большое внимание к деталям, декоративность и даже повседневный характер изображения превратили большинство фресок времен Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) не в одухотворенные самоценные образы, а в орнамент, как узор растянувшийся по стенам и потолкам храмов( фрески соборов в Ярославле).

Фрески Г. Никитина в Церкви Ильи Пророка в Ярославле насыщены бытовыми подробностями(жатва, нижний ряд справа).
Фрески Г. Никитина в Церкви Ильи Пророка в Ярославле насыщены бытовыми подробностями(жатва, нижний ряд справа).

Такой подход можно оценивать положительно с точки зрения искусства и культуры, но никак не с точки зрения пригодности для религиозного культа и молитвы. Для меня доказательством этому служила поездка в Рим, центр католического мира. Я посетил большинство базилик и церквей папского города, но ни в одной не испытал того одухотворения, которое можно испытать в православном храме.

Даже в современной иконописи художники переосмысляют библейские сюжеты, но нарочито не стремятся к соответствию с реальностью.
Даже в современной иконописи художники переосмысляют библейские сюжеты, но нарочито не стремятся к соответствию с реальностью.

Натуралистичность и реалистичность может мешать верующим при молитве, которая призвана связать человека с Богом, обратить его мысли к чему-то неземному, непостижимому и духовному, а вовсе не к красоте и потрясающей технике изображения. Возможно русские иконы до периода Смуты покажутся кому-то более простыми и неясными, но это заблуждение. Они намного более сложны в контексте восприятия и сильны именно своим смыслом и духовной глубиной, являя собой одухотворенные образы неземного мира.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Вы также можете ознакомиться и с другими моими статьями о неоклассицизме, японском фашизме и моем опыте путешествия в Рим!