Александр Жибров
Поездка в Судак на выживание началась неожиданно хорошо. В августе месяце Валера Росляков, Саша Сагановский и Сережа Гребенщиков съездили туда, отдохнули. Рассказывали, а нам и не снилась такая поездка. Горбашевский (командир АЭ) никогда бы в жизни нас молодежь не отправил бы туда! А тут в конце августа выпала командировка по перегонке бортов на завод, кажется, с Николаевки (149 БАП). Все в отъезде, старшие товарищи. И вот в начале сентября решение командира – 11 сентября в Судак на выживание убывают: капитан Лупанов и старший лейтенант Жибров.
Ну, Володя Лупанов - сам Бог велел (35 лет, летает на МиГах). А мне – повезло! Наш выпуск, как раз в это время «сдавал» на 2-й класс. Я малость «вырвался вперед: проверки – отлетал, бумаги – оформил. Вообщем, ничего «не держало». Был бы на месте Горбашевский – можно было даже не мечтать о выживании!
10 сентября отлетываем смену (день с ночью) и утром 11-го улетаем в Алма-Ату. Но 10 сентября – катастрофа. Под утро пришли домой и через пару часов снова на работу. Даже в мыслях не было, что придется ехать в командировку. Правда вещи еще ночью сказали брать все равно для командировки.
Утром командир ставит задачу для руководящего состава и летчиков – кому, где и чем заниматься по катастрофе. Володя Лупанов подошел к командиру с вопросом – а нам что делать? Сдавать документы?
- Я вам сейчас сдам документы! Командировка (выживание) – все по плану. Я сейчас по вам еще Командующему дурные вопросы буду задавать. Вон вертолет стоит у КДП – через час на нем в Алма-Ату летите! И больше никаких вопросов! Свободны!
Что делать? Пошли за вещами и к вертолету. Возле борта экипаж стоит. Передали «поручение» командира.
- Да, знаем про Вас. Ждем. Сейчас борт заправят и пойдем на Алма-Ату. А вы в Судак? На выживание?
- Да.
- Так и мы тоже с праваком завтра вылетаем в одной команде. Отлет завтра в 9.00.
Этот борт ночью пришел по катастрофе. Вылетали по тревоге. Сходили один вылет на место падения, отработали. Но ресурс был такой, что этому борту надо было «вставать на ремонт». Вот так и получилась нам «оказия». Не надо было стоять в кассах аэропорта и ловить попутный рейс до Алма-Аты.
Осторожно загрузили на борт «спецгруз» в парашютной сумке. По характерному бульканью командир вертушки остался доволен.
Взлетели и пошли на Алма-Ату. Больше, кроме нас, на борту никого не было. Ребята, пройдя озеро, видимо, решили показать класс! «Упали» на 5 метров и «бреем» по степи с небольшими холмиками. Это нам, с большой высоты, эта местность казалась гладкой, как стол. А на этой высоте … и «горы», и каньоны, и леса… Птиц масса, только уворачивайся. Потом они спускаются в небольшую сухую речку и получается так: полет на 5 метрах, потом «подскок» - доклад диспетчеру и опять «предельно-малая высота». Мы посмотрели и пошли в салон.
Володя Лупанов однако сказал:
- Ребята, все это хорошо, но Вы нас «живыми» привезите, а мы в долгу не останемся.
При заходе на посадку попали в сильную грозу. Дождь - сильнейший, гром и молнии, а болтанка – не передать словами. В открытую дверь кабины было видно, что есть «определенные трудности» при заходе у экипажа. До самой посадке мы по всему салону «подпрыгивали», а вместе с нами «подпрыгивала» и парашютная сумка.
Вообщем, сели в Алма-Ате, нормально!
Ночь переночевали в казарме. Собралась вся группа, примерно 20-22 человека со всех полков САВО. Проинструктировали. Вылет назначен на 9.00, 12 сентября, воскресенье.
Утром загрузились в Ан-26. Маршрут: Алма-Ата – Чимкент – Астрахань – Гвардейское (Крым). Взлетели и, через небольшой промежуток времени, посадка в Чимкенте. Здесь еще несколько человек забрали с разных гарнизонов. Народ, пока шла заправка, успел набрать «чешского пива» в буфете аэропорта (в Чимкенте было два хороших пивзавода чешского производства и пиво было отменное!).
Из новых летчиков, которые добавились в нашу группу, заметно выделялись двое. Капитан и старший лейтенант. Один – крепкий такой парень, в «блатной» фуражке типа «аэродром» (тоже редкость в те времена), второй – невысокого роста, худенький «старлей» с гитарой за спиной. Стоят в сторонке, ни с кем не разговаривают. Как оказалось, командир звена и летчик с Су-15-х, с аэродрома Андижан (ПВОшники недавние, не больше года ранее авиация ПВО «влилась» в ВВС).
Экипаж «пригласил» на посадку. Бортмеханик, наблюдая наши пакеты с пивом, предупредил:
- Ребята! Лететь долго, туалета нет, повнимательней! Бутылки аккуратно у рампы составляйте, скоро Вам пригодится, только… «не промажьте»!
Сначала значения не придали, потом – догадались, что «предупреждение» продиктовано жизненным опытом!
Взлетели, набрали высоту, начался «отдых»… Настроение прекрасное, как и погода. Пиво чешское – пошло на «ура», да и не только пиво…
Спустя час – народ потянулся в хвост самолета, к рампе… Количество пустых бутылок увеличилось, а еще через час они стали заполняться «отстоем»…
Через какое-то время с пилотской кабины вышел правый летчик, потом бортмеханик. Разговорились. Попросились в кабину – да, ради бога, дверь открыта. Зашли. Командир дремлет, на коленях книжка. Сон крепкий. Только штурман работает – то свяжется с диспетчером, то курс с автопилотом подправит. Погода изумительная, видимость – «миллион на миллион»! Посмотрели Аральское море, засыхает… Визуально видно, где раньше были берега и где теперь!
Впереди Астрахань. Посадка с небольшим «грохотом» в районе рампы БОЛЬШОГО количества бутылок из под пива. Но для экипажа это не проблема – специально подрулили к краю РД, механик – «приоткрыл» рампу, «Сброс!» и хвост самолета в первозданном виде, без всяких следов «пивного фестиваля».
Заправились. Еще один взлет и вечером уже сели в Гвардейском. Автобус ждал. Переезд, уже ночью, и остановились у здания профилактория. Шел дождь, время 22.00. Началось заселение. Тут все уже «опытные» - все хотят на первый этаж, да еще только со своей компанией. Достался и нам с Володей номер с «видом на море», на втором этаже, хоть с горем пополам, но устроились! Номер на трех человек. Ждем, кто будет третий?
Заходят двое (два пилота с Андижана, что в кепке-аэродром и с гитарой). Только промолвили – «здрасьте!», а дальше начали что-то копошиться. Ходят с таким мрачным видом! Не трогаем, пусть делают, что хотят, а сами «стол накрываем». «Новички» четвертую кровать принесли, поставили на лоджии. И наконец-то «разговорились»:
- Мы Вам мешать не будем. Хотели вдвоем в номере устроиться, не получилось. Так что мы на балконе. Вы не против?
Володя пригласил их за стол, мол налито! Ребята, как-то нехотя…, сели. Потом разговорились. Вся причина в том, что они вроде «ПВО», а мы «ВВС» и думали, что «мы их не любим» Через час все недоразумения были улажены.
Сидели долго. Был слышен шум прибоя, но темная ночь не давала никаких шансов, что-либо увидеть. Наговорившись – легли спать на новом месте.
Рано утром (7.00) все были подняты чуть-ли не «по тревоге».
- Все на медицинский осмотр на первый этаж!!!
Сонные, всклокоченные, не выспавшиеся – потянулись на первый этаж. Небольшая очередь. Сидим – ждем,с!
Первый заходит, дверь закрывается и через секунду в кабинете раздается довольно громкий голос, который слышно на всем первом этаже:
- На ковер!, пауза секунда и снова, - Я, сказал, НА КОВЕР!!!
Сидим переглядываемся, не понимаем в чем дело?
Выходит парень с группы из кабинета, улыбается…
Заходит следующий и снова:
- На ковер!, пауза секунда и снова, - Я, сказал, НА КОВЕР!!!
Заинтересовало. Все выходят и улыбаются… Подошла моя очередь. Захожу…
Длинный кабинет. От двери новейшая красная дорожка, аж глаза режет! В углу сидит крепкий доктор, возраст, видимо за 60 и абсолютно лысая голова, ну, как бильярдный шар. Больше всего смущает чистая красная дорожка. Вчера приехали в дождь, обувь не такая чистая и невольно начинаешь идти к врачу не по красной дорожке, а по паркету. В ту же секунду раздается громкий голос:
- На ковер! Я, сказал, НА КОВЕР!!!
Так вот оно что? Подошел по ковру, сел. Доктор тихо говорит:
- Запомни дорогой, ТЫ – ЛЕТЧИК! И ты должен ходить по коврам! Понял?
Потом проверил пульс, давление, спросил самочувствие. Все. Выхожу из кабинета и через пару секунд снова:
- На ковер! Я, сказал, НА КОВЕР!!!
Пошли на завтрак. Погода просто не верится… Солнце, тепло, ветра нет. Отдыхающие на пляже уже загорают! После завтрака идем снова по набережной и наш «ПВОшник», смотрит на пляж, на загорающих, и с жалостью, и с досадой говорит:
- Да… а председатель говорит – отдыхать! Эх, какая красота! Даже не хочется отсюда уезжать!
- А куда ты собрался уезжать?
- Ну, как куда? На выживание, в горы… Вот и жалко, что всей красоты и не увидишь!
- Ты не прав! Мы тут будем две недели «выживать»!
Ребята были в трансе от такого известия, а уж радости в их глазах – не передать!
Они рассказали как собирались в командировку: … С утра летаем. Только парой слетали – подъезжает командир на «газике», прямо к самолету, и говорит:
- Собирайтесь с ведомым, поедете на выживание в Судак?
- Куда это?
- В Крым. Там специальный центр ВВС по выживанию. Приедете, выбросят вас с вертолета и две недели будете добираться, т.е. «выживать». Будете ползти, кузнечика найдете – съедите и дальше ползете…
- Нет, не хотим, товарищ командир!
- Все вопрос решен! Через час вертолет и в Чимкент. Собирайтесь. Форма – военная и спортивную возьмите, в чем «ползти» будете.
- А деньги брать?
- Ну, возьмите немного, в принципе, они Вам не понадобятся…
Вот так нас «успокоили», мы с таким настроением и приехали.
Справка. Санаторий расположен на климатическом предгорном курорте Судакской долины. Его территория в 29 га раскинулась от центральной части Судакской бухты до восточной – почти до самой горы Алчак. Это самая первая здравница в Судаке, основанная еще в 1924 году для профессорско-преподавательского состава военно-медицинской академии. Сейчас в санатории могут одновременно отдыхать и лечиться 1100 человек.
Это самая большая здравница Вооруженных Сил страны. Великолепный парк, заложенный в 50-е годы с помощью ученых Никитского ботанического сада, окружают корпуса здравницы. Здесь произрастает более 6,5 тысяч деревьев хвойных и лиственных пород. Повсюду многочисленные кустарниковые аллейки, цветники.
Вообщем, разобрались. Организовалась у нас добрая компания: мы с Володей Лупановым, Леша (правак с Ан-12), два вертолетчика и два ПВОшника (Толя Уткин и Володя).
Наш поток (примерно 60 человек) из трех округов: Алма-Ата, Минск и Рига. Начальники – рассказали правила поведения и чем будем заниматься. распорядок дня простой:
- 7.00 – подъем, зарядка;
- 10.00 – 13.00 - занятия по физо;
- 15.00 – 17.00 – опять занятия.
Остальное - свободное время, но в 23.00 – «вечерняя проверка».
Главное – дисциплину не нарушать!
Вообщем, нас все это время особенно не нагружали. Вместо занятий занимались «строительством спортгородка», да пару раз выезжали в горы на «сбор шиповника». Чем заняться в остальное время – голова не болела. Море, пляж и бархатный сезон на море!!!
Чтобы не ходить на зарядку и физкультуру в 10.00 Толя Уткин придумал – в 6.00 на лодке в море, порыбачили ставридки. Потом на набережной нам ее жарили в кафе.
Прогулочный теплоход «Массандра»
Свободного времени было достаточно, так что не обязательно было ждать субботы или воскресенья, чтобы съездить куда-нибудь на экскурсию. Прогулочный теплоход «Массандра» сразу привлек наше внимание своим знакомым до боли названием. Много шуток по этому поводу было.
И вот , как-то в очередной отдыхая на пляже, возникла хорошая идея – а не отправиться ли нам компанией на «морскую прогулку»? Сказано – сделано!
На следующей день всей нашей «командой» и еще пара знакомых летчиков с Маров (друзья и сослуживцы Толи Уткина) садимся на борт теплохода. Предварительно узнали, какой «вид сервиса» предоставляют на борту. Нормально, нас устроило, хоть и дорого.
Ну, как говорит популярный артист – «У нас с собой было…», тем более «путешествие длительное». Уже минут через 20 наша компания «попросилась» на экскурсию к капитану. Встретил нас капитан доброжелательно, что мог рассказал. Мы в ответ ему сообщили о еще одном «переводе» названия корабля «МАСАНДРА»: М – Микоян
А – Анастас С – Сын А – Армянского Н – Народа Д – Дарит Р – Радость А - Авиаторам
И надо же было еще капитану обмолвиться, что неплохо бы попробовать этот «божественный напиток». В ту же секунду фляжка спирта (вторую мы оставили потом капитану), пардон, «Массандры» - была на капитанском мостике! Дегустация прошла в «разумных» пределах.
Через час после начала экскурсии на мостике прозвучало:
- Ребята, что Вам хочется посмотреть? Любой каприз!!! Ребята! Какой порт на побережье хотите посмотреть?
На наши слова, мол тут же «запланированная экскурсия»…, капитан произнес:
- Экскурсия – экскурсией, но КАПИТАН здесь – Я!!!
Конечно, мы не могли злоупотреблять гостеприимством капитана. Вопрос «сняли с повестки», перешли на другие темы. Но еще одним «пояснением», которое выдал Володя Лупанов, капитан «был сражен наповал», что на борт МиГ-25 для полета «заливается» почти 300 литров этого божественного напитка на час полета!
Сходила на пирс наша теплая компания под длительный гудок теплохода «Массандра» и бодрый голос капитана:
- … и не вздумайте в следующий раз брать билеты – сразу ко мне!
Уже потом, когда рыбачили на лодке, видя проходящий теплоход рядом, махали руками, приветствовали капитана. В ответ – длительный гудок! Больше на «Массандру» мы не попали, по разным причинам…
Будни профилактория…
Вообщем, до обеда был «отдых» (а рыбалку мы квалифицировали как спорт!), потом «тихий час», послеобеденный «спорт» (теннис, волейбол, футбол) и свободное время. Отдохнули – хорошо! Погода была прекрасная! Что там говорить – «бархатный сезон в Крыму»…
Фамилии и имена немного подзабыл, но что сделаешь - время много прошло.
Прошло две недели. Группы из Минска и Риги улетели по плану, нам - «не повезло»! «Обидно», но что делать? Что-то с бортом нестыковка и пришлось нам до самой субботы (три дня - ждать борта).
Рано утром (еще 6.00 не было) выехали в Гвардейское. Ан-12 с Алма-Аты нас ждал. Как всегда оказался «попутный груз» - 5-6 человек «попросились» до Алма-Аты. Полковник построил и спрашивает:
- Как будем лететь? Людей много. В «гермокабине» (что слишком неудобно, почти стоя) – 6 часов, если в салоне – посадка в Астрахани, дозаправка – прилетим поздно, да еще «стартовое время» у экипажа может выйти?
- В гермокабине! Помучаемся, но долетим!!!
- Все решено! Женщин пропустите, потом остальные!
А в гермокабине сидячих мест от силы 10-12. перспектива – супер! Леша (правак с Ан-12) подходит и говорит:
- Саня, не переживай, я все решил. Пусть садятся, мы с тобой полетим в кабине экипажа.
Ну, все заходят в салон. Ставят свои чемоданы и в гермокабину, «уплотняются». А везли в тот год (1980) один дефицит – шампанское «Новый Свет» и пепси – колу! А тут бортмеханик с борта возьми и ляпни:
- Мы на большой высоте пойдем. Кабина разгерметизированная, как-бы у Вас все не по-взрывалось?
Лучше бы он этого не говорил! Все взяли свои чемоданы и вместе с ними в гермокабину. Это был просто кошмар… «Селедка в бочке» себя видимо комфортней и свободней чувствовала.
Мы с Лешей даже не пытались пройти в кабину через салон. Экипаж открыл люк у передней стойки и все через него забирались в кабину. А разместились мы вдвоем прекрасно! Леша расстелил «трап» мягкий в проходе, а уж уговаривать спать нас не надо было. Экипаж, спасибо ему, нас и накормил, и напоил. Пару раз подходили к двери и через окно наблюдали, как летят наши в гермокабине – автобус, метро в час наивысшего пика – видели? Так вот то, что мы видели – детский лепет!
Уже вечером, через 6 часов полета приземлились в Алма-Ате. 5 минут прошло, все разошлись и стоим мы с Володей одни одинешеньки у вокзала. А лететь-то еще в Балхаш надо!
Подошли в кассы. Выслушав нашу просьбу (билеты на ближайший рейс до Балхаша) кассирша, улыбнувшись, выписала билеты на рейс «Алма-Ата – Балхаш», который состоится через три недели… Других – не было.
Стоим – думаем. Решили идти на АДП и проситься у экипажей, чтобы нас «подбросили»…
Долго мы стояли. Во – первых, рейсов нет. Ближайший - на час ночи, но как-то мы экипаж «пропустили». Сели в сторонке, по – ужинали, Ночь. Снова на АДП. Володя уже «пристает» к каждому экипажу, который поднимается на АДП. И как-то все дядьки солидные, возраст далеко за 50, ну, явно не на Як-40 летают (мы узнали, что, если экипаж утреннего Як-40, который летит как «почтовик», нас возьмет, то нам очень повезет к утру быть в Балхаше).
- Володя! Не приставай к пожилым пилотам, они явно на Ил-62 летают, а нам надо молоденького искать, на Як-40…
Под утро идут двое, точно, молоденькие…
- Вы не в Балхаш летите, почтовый рейс?
- Да!
- Возьмите нас, командировочных, билеты есть…
- Да, без проблем! Пройдете вдоль забора, там дырка есть. Дальше стоянка Як-40. Наш борт ХХХХХ, бортмеханику скажите, командир разрешил. Вылет в 04.30. Ждем.
Добрались до борта. Подождали экипаж. Сели. Пустой салон. Подъезжает машина и стюардесса, молоденькая девочка начала грузить мешки с газетами, раскладывая их на пассажирские кресла. Неудобно как-то. Встали, помогаем с погрузкой. Задаю вопрос между делом:
- А что, экипаж не поможет?
- Ага… поможет! Как грузить я – одна, а им к полету готовиться надо. За то как вечером, если в гостинице ночуем, так они – «первые помощники» сказку на ночь рассказать. А тут – никогда в жизни. Хоть Вам, военным, спасибо!
Загрузили. Запустили и через час с небольшим были в Балхаше. Все – «выживание» закончилось. Выжили…