Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Судак, выживание…

Оглавление

Александр Жибров

Поездка в Судак на выживание началась неожиданно хорошо. В августе месяце Валера Росляков, Саша Сагановский и Сережа Гребенщиков съездили туда, отдохнули. Рассказывали, а нам и не снилась такая поездка. Горбашевский (командир АЭ) никогда бы в жизни нас молодежь не отправил бы туда! А тут в конце августа выпала командировка по перегонке бортов на завод, кажется, с Николаевки (149 БАП). Все в отъезде, старшие товарищи. И вот в начале сентября решение командира – 11 сентября в Судак на выживание убывают: капитан Лупанов и старший лейтенант Жибров.

Ну, Володя Лупанов - сам Бог велел (35 лет, летает на МиГах). А мне – повезло! Наш выпуск, как раз в это время «сдавал» на 2-й класс. Я малость «вырвался вперед: проверки – отлетал, бумаги – оформил. Вообщем, ничего «не держало». Был бы на месте Горбашевский – можно было даже не мечтать о выживании!

10 сентября отлетываем смену (день с ночью) и утром 11-го улетаем в Алма-Ату. Но 10 сентября – катастрофа. Под утро пришли домой и через пару часов снова на работу. Даже в мыслях не было, что придется ехать в командировку. Правда вещи еще ночью сказали брать все равно для командировки.

Утром командир ставит задачу для руководящего состава и летчиков – кому, где и чем заниматься по катастрофе. Володя Лупанов подошел к командиру с вопросом – а нам что делать? Сдавать документы?

- Я вам сейчас сдам документы! Командировка (выживание) – все по плану. Я сейчас по вам еще Командующему дурные вопросы буду задавать. Вон вертолет стоит у КДП – через час на нем в Алма-Ату летите! И больше никаких вопросов! Свободны!

Что делать? Пошли за вещами и к вертолету. Возле борта экипаж стоит. Передали «поручение» командира.

- Да, знаем про Вас. Ждем. Сейчас борт заправят и пойдем на Алма-Ату. А вы в Судак? На выживание?

- Да.

- Так и мы тоже с праваком завтра вылетаем в одной команде. Отлет завтра в 9.00.

Этот борт ночью пришел по катастрофе. Вылетали по тревоге. Сходили один вылет на место падения, отработали. Но ресурс был такой, что этому борту надо было «вставать на ремонт». Вот так и получилась нам «оказия». Не надо было стоять в кассах аэропорта и ловить попутный рейс до Алма-Аты.

Осторожно загрузили на борт «спецгруз» в парашютной сумке. По характерному бульканью командир вертушки остался доволен.

Взлетели и пошли на Алма-Ату. Больше, кроме нас, на борту никого не было. Ребята, пройдя озеро, видимо, решили показать класс! «Упали» на 5 метров и «бреем» по степи с небольшими холмиками. Это нам, с большой высоты, эта местность казалась гладкой, как стол. А на этой высоте … и «горы», и каньоны, и леса… Птиц масса, только уворачивайся. Потом они спускаются в небольшую сухую речку и получается так: полет на 5 метрах, потом «подскок» - доклад диспетчеру и опять «предельно-малая высота». Мы посмотрели и пошли в салон.

-2

Володя Лупанов однако сказал:

- Ребята, все это хорошо, но Вы нас «живыми» привезите, а мы в долгу не останемся.

При заходе на посадку попали в сильную грозу. Дождь - сильнейший, гром и молнии, а болтанка – не передать словами. В открытую дверь кабины было видно, что есть «определенные трудности» при заходе у экипажа. До самой посадке мы по всему салону «подпрыгивали», а вместе с нами «подпрыгивала» и парашютная сумка.

Вообщем, сели в Алма-Ате, нормально!

Ночь переночевали в казарме. Собралась вся группа, примерно 20-22 человека со всех полков САВО. Проинструктировали. Вылет назначен на 9.00, 12 сентября, воскресенье.

Утром загрузились в Ан-26. Маршрут: Алма-Ата – Чимкент – Астрахань – Гвардейское (Крым). Взлетели и, через небольшой промежуток времени, посадка в Чимкенте. Здесь еще несколько человек забрали с разных гарнизонов. Народ, пока шла заправка, успел набрать «чешского пива» в буфете аэропорта (в Чимкенте было два хороших пивзавода чешского производства и пиво было отменное!).

Из новых летчиков, которые добавились в нашу группу, заметно выделялись двое. Капитан и старший лейтенант. Один – крепкий такой парень, в «блатной» фуражке типа «аэродром» (тоже редкость в те времена), второй – невысокого роста, худенький «старлей» с гитарой за спиной. Стоят в сторонке, ни с кем не разговаривают. Как оказалось, командир звена и летчик с Су-15-х, с аэродрома Андижан (ПВОшники недавние, не больше года ранее авиация ПВО «влилась» в ВВС).

Экипаж «пригласил» на посадку. Бортмеханик, наблюдая наши пакеты с пивом, предупредил:

- Ребята! Лететь долго, туалета нет, повнимательней! Бутылки аккуратно у рампы составляйте, скоро Вам пригодится, только… «не промажьте»!

Сначала значения не придали, потом – догадались, что «предупреждение» продиктовано жизненным опытом!

Взлетели, набрали высоту, начался «отдых»… Настроение прекрасное, как и погода. Пиво чешское – пошло на «ура», да и не только пиво…

-3

Спустя час – народ потянулся в хвост самолета, к рампе… Количество пустых бутылок увеличилось, а еще через час они стали заполняться «отстоем»…

Через какое-то время с пилотской кабины вышел правый летчик, потом бортмеханик. Разговорились. Попросились в кабину – да, ради бога, дверь открыта. Зашли. Командир дремлет, на коленях книжка. Сон крепкий. Только штурман работает – то свяжется с диспетчером, то курс с автопилотом подправит. Погода изумительная, видимость – «миллион на миллион»! Посмотрели Аральское море, засыхает… Визуально видно, где раньше были берега и где теперь!

Впереди Астрахань. Посадка с небольшим «грохотом» в районе рампы БОЛЬШОГО количества бутылок из под пива. Но для экипажа это не проблема – специально подрулили к краю РД, механик – «приоткрыл» рампу, «Сброс!» и хвост самолета в первозданном виде, без всяких следов «пивного фестиваля».

Заправились. Еще один взлет и вечером уже сели в Гвардейском. Автобус ждал. Переезд, уже ночью, и остановились у здания профилактория. Шел дождь, время 22.00. Началось заселение. Тут все уже «опытные» - все хотят на первый этаж, да еще только со своей компанией. Достался и нам с Володей номер с «видом на море», на втором этаже, хоть с горем пополам, но устроились! Номер на трех человек. Ждем, кто будет третий?

Заходят двое (два пилота с Андижана, что в кепке-аэродром и с гитарой). Только промолвили – «здрасьте!», а дальше начали что-то копошиться. Ходят с таким мрачным видом! Не трогаем, пусть делают, что хотят, а сами «стол накрываем». «Новички» четвертую кровать принесли, поставили на лоджии. И наконец-то «разговорились»:

- Мы Вам мешать не будем. Хотели вдвоем в номере устроиться, не получилось. Так что мы на балконе. Вы не против?

Володя пригласил их за стол, мол налито! Ребята, как-то нехотя…, сели. Потом разговорились. Вся причина в том, что они вроде «ПВО», а мы «ВВС» и думали, что «мы их не любим» Через час все недоразумения были улажены.

Сидели долго. Был слышен шум прибоя, но темная ночь не давала никаких шансов, что-либо увидеть. Наговорившись – легли спать на новом месте.

-4

Рано утром (7.00) все были подняты чуть-ли не «по тревоге».

- Все на медицинский осмотр на первый этаж!!!

Сонные, всклокоченные, не выспавшиеся – потянулись на первый этаж. Небольшая очередь. Сидим – ждем,с!

Первый заходит, дверь закрывается и через секунду в кабинете раздается довольно громкий голос, который слышно на всем первом этаже:

- На ковер!, пауза секунда и снова, - Я, сказал, НА КОВЕР!!!

Сидим переглядываемся, не понимаем в чем дело?

Выходит парень с группы из кабинета, улыбается…

Заходит следующий и снова:

- На ковер!, пауза секунда и снова, - Я, сказал, НА КОВЕР!!!

Заинтересовало. Все выходят и улыбаются… Подошла моя очередь. Захожу…

Длинный кабинет. От двери новейшая красная дорожка, аж глаза режет! В углу сидит крепкий доктор, возраст, видимо за 60 и абсолютно лысая голова, ну, как бильярдный шар. Больше всего смущает чистая красная дорожка. Вчера приехали в дождь, обувь не такая чистая и невольно начинаешь идти к врачу не по красной дорожке, а по паркету. В ту же секунду раздается громкий голос:

- На ковер! Я, сказал, НА КОВЕР!!!

Так вот оно что? Подошел по ковру, сел. Доктор тихо говорит:

- Запомни дорогой, ТЫ – ЛЕТЧИК! И ты должен ходить по коврам! Понял?

Потом проверил пульс, давление, спросил самочувствие. Все. Выхожу из кабинета и через пару секунд снова:

- На ковер! Я, сказал, НА КОВЕР!!!

Пошли на завтрак. Погода просто не верится… Солнце, тепло, ветра нет. Отдыхающие на пляже уже загорают! После завтрака идем снова по набережной и наш «ПВОшник», смотрит на пляж, на загорающих, и с жалостью, и с досадой говорит:

- Да… а председатель говорит – отдыхать! Эх, какая красота! Даже не хочется отсюда уезжать!

- А куда ты собрался уезжать?

- Ну, как куда? На выживание, в горы… Вот и жалко, что всей красоты и не увидишь!

- Ты не прав! Мы тут будем две недели «выживать»!

-5

Ребята были в трансе от такого известия, а уж радости в их глазах – не передать!

Они рассказали как собирались в командировку: … С утра летаем. Только парой слетали – подъезжает командир на «газике», прямо к самолету, и говорит:

- Собирайтесь с ведомым, поедете на выживание в Судак?

- Куда это?

- В Крым. Там специальный центр ВВС по выживанию. Приедете, выбросят вас с вертолета и две недели будете добираться, т.е. «выживать». Будете ползти, кузнечика найдете – съедите и дальше ползете…

- Нет, не хотим, товарищ командир!

-6

- Все вопрос решен! Через час вертолет и в Чимкент. Собирайтесь. Форма – военная и спортивную возьмите, в чем «ползти» будете.

- А деньги брать?

- Ну, возьмите немного, в принципе, они Вам не понадобятся…

Вот так нас «успокоили», мы с таким настроением и приехали.

Справка. Санаторий расположен на климатическом предгорном курорте Судакской долины. Его территория в 29 га раскинулась от центральной части Судакской бухты до восточной – почти до самой горы Алчак. Это самая первая здравница в Судаке, основанная еще в 1924 году для профессорско-преподавательского состава военно-медицинской академии. Сейчас в санатории могут одновременно отдыхать и лечиться 1100 человек.

Это самая большая здравница Вооруженных Сил страны. Великолепный парк, заложенный в 50-е годы с помощью ученых Никитского ботанического сада, окружают корпуса здравницы. Здесь произрастает более 6,5 тысяч деревьев хвойных и лиственных пород. Повсюду многочисленные кустарниковые аллейки, цветники.

Вообщем, разобрались. Организовалась у нас добрая компания: мы с Володей Лупановым, Леша (правак с Ан-12), два вертолетчика и два ПВОшника (Толя Уткин и Володя).

Наш поток (примерно 60 человек) из трех округов: Алма-Ата, Минск и Рига. Начальники – рассказали правила поведения и чем будем заниматься. распорядок дня простой:

- 7.00 – подъем, зарядка;

- 10.00 – 13.00 - занятия по физо;

- 15.00 – 17.00 – опять занятия.

Остальное - свободное время, но в 23.00 – «вечерняя проверка».

Главное – дисциплину не нарушать!

Вообщем, нас все это время особенно не нагружали. Вместо занятий занимались «строительством спортгородка», да пару раз выезжали в горы на «сбор шиповника». Чем заняться в остальное время – голова не болела. Море, пляж и бархатный сезон на море!!!

-7

-8

Чтобы не ходить на зарядку и физкультуру в 10.00 Толя Уткин придумал – в 6.00 на лодке в море, порыбачили ставридки. Потом на набережной нам ее жарили в кафе.

-9

Прогулочный теплоход «Массандра»

Свободного времени было достаточно, так что не обязательно было ждать субботы или воскресенья, чтобы съездить куда-нибудь на экскурсию. Прогулочный теплоход «Массандра» сразу привлек наше внимание своим знакомым до боли названием. Много шуток по этому поводу было.

И вот , как-то в очередной отдыхая на пляже, возникла хорошая идея – а не отправиться ли нам компанией на «морскую прогулку»? Сказано – сделано!

На следующей день всей нашей «командой» и еще пара знакомых летчиков с Маров (друзья и сослуживцы Толи Уткина) садимся на борт теплохода. Предварительно узнали, какой «вид сервиса» предоставляют на борту. Нормально, нас устроило, хоть и дорого.

Ну, как говорит популярный артист – «У нас с собой было…», тем более «путешествие длительное». Уже минут через 20 наша компания «попросилась» на экскурсию к капитану. Встретил нас капитан доброжелательно, что мог рассказал. Мы в ответ ему сообщили о еще одном «переводе» названия корабля «МАСАНДРА»: ММикоян
А
Анастас ССын ААрмянского ННарода ДДарит РРадость А - Авиаторам

И надо же было еще капитану обмолвиться, что неплохо бы попробовать этот «божественный напиток». В ту же секунду фляжка спирта (вторую мы оставили потом капитану), пардон, «Массандры» - была на капитанском мостике! Дегустация прошла в «разумных» пределах.

-10

Через час после начала экскурсии на мостике прозвучало:

- Ребята, что Вам хочется посмотреть? Любой каприз!!! Ребята! Какой порт на побережье хотите посмотреть?

На наши слова, мол тут же «запланированная экскурсия»…, капитан произнес:

- Экскурсия – экскурсией, но КАПИТАН здесь – Я!!!

Конечно, мы не могли злоупотреблять гостеприимством капитана. Вопрос «сняли с повестки», перешли на другие темы. Но еще одним «пояснением», которое выдал Володя Лупанов, капитан «был сражен наповал», что на борт МиГ-25 для полета «заливается» почти 300 литров этого божественного напитка на час полета!

Сходила на пирс наша теплая компания под длительный гудок теплохода «Массандра» и бодрый голос капитана:

- … и не вздумайте в следующий раз брать билеты – сразу ко мне!

Уже потом, когда рыбачили на лодке, видя проходящий теплоход рядом, махали руками, приветствовали капитана. В ответ – длительный гудок! Больше на «Массандру» мы не попали, по разным причинам…

-11

-12

-13
-14

Будни профилактория…

Вообщем, до обеда был «отдых» (а рыбалку мы квалифицировали как спорт!), потом «тихий час», послеобеденный «спорт» (теннис, волейбол, футбол) и свободное время. Отдохнули – хорошо! Погода была прекрасная! Что там говорить – «бархатный сезон в Крыму»…

Фамилии и имена немного подзабыл, но что сделаешь - время много прошло.

Прошло две недели. Группы из Минска и Риги улетели по плану, нам - «не повезло»! «Обидно», но что делать? Что-то с бортом нестыковка и пришлось нам до самой субботы (три дня - ждать борта).

Рано утром (еще 6.00 не было) выехали в Гвардейское. Ан-12 с Алма-Аты нас ждал. Как всегда оказался «попутный груз» - 5-6 человек «попросились» до Алма-Аты. Полковник построил и спрашивает:

- Как будем лететь? Людей много. В «гермокабине» (что слишком неудобно, почти стоя) – 6 часов, если в салоне – посадка в Астрахани, дозаправка – прилетим поздно, да еще «стартовое время» у экипажа может выйти?

- В гермокабине! Помучаемся, но долетим!!!

- Все решено! Женщин пропустите, потом остальные!

А в гермокабине сидячих мест от силы 10-12. перспектива – супер! Леша (правак с Ан-12) подходит и говорит:

- Саня, не переживай, я все решил. Пусть садятся, мы с тобой полетим в кабине экипажа.

Ну, все заходят в салон. Ставят свои чемоданы и в гермокабину, «уплотняются». А везли в тот год (1980) один дефицит – шампанское «Новый Свет» и пепси – колу! А тут бортмеханик с борта возьми и ляпни:

- Мы на большой высоте пойдем. Кабина разгерметизированная, как-бы у Вас все не по-взрывалось?

Лучше бы он этого не говорил! Все взяли свои чемоданы и вместе с ними в гермокабину. Это был просто кошмар… «Селедка в бочке» себя видимо комфортней и свободней чувствовала.

Мы с Лешей даже не пытались пройти в кабину через салон. Экипаж открыл люк у передней стойки и все через него забирались в кабину. А разместились мы вдвоем прекрасно! Леша расстелил «трап» мягкий в проходе, а уж уговаривать спать нас не надо было. Экипаж, спасибо ему, нас и накормил, и напоил. Пару раз подходили к двери и через окно наблюдали, как летят наши в гермокабине – автобус, метро в час наивысшего пика – видели? Так вот то, что мы видели – детский лепет!

Уже вечером, через 6 часов полета приземлились в Алма-Ате. 5 минут прошло, все разошлись и стоим мы с Володей одни одинешеньки у вокзала. А лететь-то еще в Балхаш надо!

Подошли в кассы. Выслушав нашу просьбу (билеты на ближайший рейс до Балхаша) кассирша, улыбнувшись, выписала билеты на рейс «Алма-Ата – Балхаш», который состоится через три недели… Других – не было.

Стоим – думаем. Решили идти на АДП и проситься у экипажей, чтобы нас «подбросили»…

Долго мы стояли. Во – первых, рейсов нет. Ближайший - на час ночи, но как-то мы экипаж «пропустили». Сели в сторонке, по – ужинали, Ночь. Снова на АДП. Володя уже «пристает» к каждому экипажу, который поднимается на АДП. И как-то все дядьки солидные, возраст далеко за 50, ну, явно не на Як-40 летают (мы узнали, что, если экипаж утреннего Як-40, который летит как «почтовик», нас возьмет, то нам очень повезет к утру быть в Балхаше).

- Володя! Не приставай к пожилым пилотам, они явно на Ил-62 летают, а нам надо молоденького искать, на Як-40…

Под утро идут двое, точно, молоденькие…

- Вы не в Балхаш летите, почтовый рейс?

- Да!

- Возьмите нас, командировочных, билеты есть…

- Да, без проблем! Пройдете вдоль забора, там дырка есть. Дальше стоянка Як-40. Наш борт ХХХХХ, бортмеханику скажите, командир разрешил. Вылет в 04.30. Ждем.

-15

Добрались до борта. Подождали экипаж. Сели. Пустой салон. Подъезжает машина и стюардесса, молоденькая девочка начала грузить мешки с газетами, раскладывая их на пассажирские кресла. Неудобно как-то. Встали, помогаем с погрузкой. Задаю вопрос между делом:

- А что, экипаж не поможет?

- Ага… поможет! Как грузить я – одна, а им к полету готовиться надо. За то как вечером, если в гостинице ночуем, так они – «первые помощники» сказку на ночь рассказать. А тут – никогда в жизни. Хоть Вам, военным, спасибо!

Загрузили. Запустили и через час с небольшим были в Балхаше. Все – «выживание» закончилось. Выжили…

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Александр Владимирович Жибров | Литературный салон "Авиатор" | Дзен