Я не силён в учениях, в том числе — учениях Недвойственности. Теория никогда не была моей сильной стороной.
Всю жизнь я когда жил, а когда — выживал, не слишком заморачиваясь глобальными вопросами Мироздания, Духовности или Смысла Жизни. Двадцать пять с гаком лет занятий эзотерикой (в основном мантикой) были направлены исключительно на практические вопросы. Проблемы здоровья также настраивали скорее на поиск действенных нетрадиционных методик исцеления, чем на то, к какой именно традиции они относятся.
Единственной практикой, которую можно назвать «духовной», и практикуемую мной регулярно хотя бы несколько месяцев, была практика дзадзен (сидячей медитации). Да и делал я её исключительно в приземлённых целях — повысить устойчивость внутреннего равновесия. Даже самадхи, испытанное мной во время дзадзен, не сподвигло меня начать разбираться — а что это было вообще и откуда такое взялось? Интересно. Но смысл?
Конечно, у меня были и есть друзья, которые всерьёз погружены в различные именно духовные практики. Адвайта, дзен, дзогчен, какая-то ведическая заумь, даосские практики etc. Так что и я волей-неволей нахватался по верхам, узнал кое-какую терминологию и научился находить различия. Но погружаться в это всерьёз? увольте.
А сейчас я вижу тот парадокс, который существует во всех духовных практиках (не только в них, но в том числе). Причём это и не парадокс вовсе. Однако…
Ни одна духовная практика не может приблизить человека к Пробуждению. Это просто факт, который можно оспаривать, но невозможно оспорить. И все духовные практики приближают человека к Пробуждению. Это тоже факт, который не имеет никакого значения.
Потому что Пробуждение — это Милость. Его нельзя достичь. Но оно может случится. А кто же скажет, какие именно из событий жизни человека привели его в тут точку, в которой с ним случилось это событие? И какое место в этой цепи событий занимают духовные практики?
-
-
-
И всё это полная хуйня. Потому что все эти рассуждения строятся на человеческой привычке видеть везде причины и следствия. Со своего, человеческого, шестка. Своим, человеческим восприятием, человеческой обусловленностью. С человеческой перспективы.
А Дао — это Всё, что Есть. И всё, что есть — это Дао. Для которого не существует времени. Пространства. Отдельности. Откуда бы? Всё это — тоже Дао, его аспекты в том или ином виде.
Ещё ничего не произошло. И всё уже случилось.
И нет выбора — заниматься духовными практиками или нет. У одного нет выбора — заниматься ими. У другого — не заниматься. И у обоих нет гарантий, что Пробуждение однажды не свалится им на голову.
Или не свалится.
Наслаждайтесь тем, что Есть. Другого у вас не будет. ;-)