Найти в Дзене
Блог КУМОНомамы

Учеба в каникулы = издевательство над ребенком?

Оглавление

Разговариваю с подругой, рассказываю: "Да, конечно мы учимся в каникулы - и вообще каждый день, без выходных".

"Нет, я так не могу" - отвечает подруга, "это же издевательство над ребенком! Ему же отдыхать надо!"

А давайте обсудим, надо ли в каникулы переставать заниматься и начинать вовсю отдыхать? Учеба в каникулы - это издевательство над ребёнком или помощь ему?

Неожиданно: про ум и богатство

Буквально несколько лет назад профессор социологии из университета Джона Хопкинса провел интересное исследование. Он хотел выяснить, как социальное и финансовое положение семьи влияет на успешность ребенка в школе.

В начале исследования он проанализировал результаты тестов по чтению и математике, которые сдавали в конце года дети с 1 по 4 классы.

Выходило, что в 1 класс дети из богатых и бедных семей приходили в школу с примерно одинаковым уровнем подготовки.

А к концу четвёртого класса результаты тестов и по чтению и по математике у детей из богатых семей были в 15 раз лучше, чем у детей из семей малообеспеченных.

Ученый предположил, что причина может быть в дополнительных занятиях, которые посещают богатые дети в течение года: курсах и репетиторах, которые не могли себе позволить бедные семьи.

Или - решил он - возможно в богатых семьях лучше «генофонд» - то есть дети от природы более умные.

И начал проверять обе эти гипотезы.

Выяснилось, что дети пишут проверочные тесты не только в конце каждого года, но и в начале года. Изучение этих тестов и их сопоставление с тестами конца года привело к удивительным выводам.

Знания всех детей были более - менее одинаковыми в начале учебы. Также дети из разных социальных слоев показывали примерно одинаковые результаты в течение года.

А дальше начинались летние каникулы.

В богатых семьях дети продолжали учиться летом - у них была возможность платить за эту учебу. Возвращаясь в школу осенью, они писали тесты лучше, чем в конце предыдущего учебного года.

А в бедных семьях дети проводили летние каникулы, просто гуляя и «отдыхая» за играми и телевизором. Сентябрьские результаты тестов по математике и чтению у этих детей за лето падали чуть ли не в несколько раз.

Так, ежегодно дети, которые учились летом, добавляли себе дополнительные знания. В это же время дети, которые летом тупо отдыхали, знания теряли.

За 4 учебных года накопительным итогом разница в знаниях оказалась многократной.

Таким образом, исследование университета Джона Хопкинса объективно показало, что длинные летние каникулы вредят учебному процессу. Дети, у которых нет длинных каникул, с точки зрения знаний получают значительные преимущества.

Знания, но какой ценой?

Да, за счет летней учебы ребенок получает дополнительные знания - и это отлично!

Но он же не отдохнет! - считают многие родители, - а отсутствие отдыха снижает эффективность учебы.

Вообще интересно заметить, что традиция длинных летних каникул существует только в европейских странах (и в Америке). В Китае и Японии, например, дети учатся почти круглогодично.

А знаете, с чем исследователи связывают эту традицию? С опытом земледелия :-)

В Европе, если земле не дать «отдохнуть» (как говорят «постоять под паром») - ее плодородность снижается. А в Японии - наоборот: чем больше возделываешь землю - тем она плодороднее. Вот и отношение к обучению детей формируется по аналогии.

Не знаю, насколько серьезно можно относиться к такой аналогии...

Но вообще, я считаю, что усталость возникает - это когда ты занимаешься какой-то деятельностью несколько часов подряд. А отдых - это смена деятельности.

Например, мы же говорим «активный отдых»: пойти в поход, скажем, или просто спортом позаниматься. За время активного отдыха можно так «упахаться», что будешь валиться с ног. Но никому и в голову не придет запрещать это отдыхающему от учебы ребенку.

Безусловно, ребенок устанет, если будет сидеть над учебой по несколько часов подряд. Сначала в школе, потом на каникулах...

С другой стороны ежедневные занятия по 1-2 часа - без выходных и праздников - дают возможность перераспределить время, и не-в-каникулы заниматься меньше.

К тому же, ребенок не успевает выбиться из учебного ритма, и ему не приходится затрачивать энергию на восстановление «привычки учиться».

И не успевает забыть материал - и не тратит силы на то, чтобы его вспомнить.

Так что, получается, небольшие дозы ежедневных занятий - в каникулы, праздники и выходные - наоборот, снижают нагрузку на ребенка, а не повышают ее. И это вовсе не «издевательство» над ребёнком, а благо.

А как считаете вы? Занимаетесь с ребенком ежедневно - или соблюдаете выходные и каникулы?

——-

Еще больше материалов про занятия с детьми в моем блоге про японскую методику обучения KUMON.

Познакомиться со мной и моей семьёй можно в Инстаграме. Только там почти ничего нет про развивашки - он очень личный 😊