На днях одна из читательниц порадовала меня очередным заблуждением, высказав опасение, что православные храмы в Прибалтике «могут закрыть на волне русофобии», так как «ходят в эти храмы, в основном, неграждане».
Сказать, что я удивилась - значит, ничего не сказать. Во-первых, я уже долгие годы знаю, что храм, в который я хожу в Риге, был открыт даже в советское время, которое в Латвии для православных проходило гораздо мягче, чем в России, где за один факт крещения ребёнка могли запросто выгнать с работы. Во-вторых, всю эту весну православные храмы Латвии работали. С рядом ограничений, с соблюдением необходимых мер безопасности, с некоторыми опасениями, что могут быть проверки (кстати, их не было), но работали.
Как на это удалось уговорить латвийское правительство православным, католическим и лютеранским священникам, я не знаю, но факт остаётся фактом: в Латвии верующие не были лишены духовной поддержки, что потом отметило и латвийское правительство, и даже поблагодарило всех священников за то, что они с риском для жизни, но людей не бросили. Безусловно, я понимаю, что последнее могло быть сказано в благодарность за то, что со стороны верующих в период режима ЧС не было никаких возмущений, но откуда им было взяться-то, если в конечном итоге все, кто хотел, мог попасть на исповедь и Причастие?
Кто именно ходит в православные храмы Латвии, узнать точно, думаю, не представляется возможным, но утверждать то, что это делают «в основном, неграждане» - весьма недальновидно. Количество неграждан в Латвии, по данным на 1 января 2019 года, - 10,6% населения, то есть 220491 человек. Количество православных в Латвии – 16% населения, то есть около 320000 человек. При этом пятую часть из них составляют латыши, то есть точно граждане Латвии, хотя даже и среди латышей (по данным 2019 года) неграждане есть тоже (что-то около 500 человек).
Среди неграждан Латвии есть не только русские (144449 человек), но и белорусы (30347 человек), и украинцы (21819 человек), и поляки (7746 человек), и литовцы (7746 человек), и даже евреи, татары, немцы, молдоване и т.д.
Поляки и литовцы, как я понимаю, в основном, католики. Среди русскоязычных какая-то часть будет либо атеистами, либо номинальными православными. Часть русскоязычных может и вовсе оказаться старообрядцами (для Риги, к примеру, это нормально) или теми же католиками. И это правило будет одинаково работать что для человека с паспортом гражданина Латвии, что для человека с паспортом негражданина Латвии, что для человека с паспортом любого другого государства, поскольку не наличие или отсутствие гражданства определяет то, во что человек верит, а сам человек.
Но это всего лишь цифры, которые не учитывают даже такого любопытного факта, что не каждый называющий себя православным будет ходить в храм и не каждый ходящий в православный храм будет именно православным (если кто-то не в курсе, то к православным в Риге ходят и католики с лютеранами, и даже записки подают на молебен – немного, но подают).
В отдельно же взятом храме обычно можно встретить весьма причудливую смесь из самых разных национальностей и гражданств, поскольку православие не равно только «русскому» или только «негражданину». Православным может быть любой человек. Среди латышей, к примеру, тоже есть православные (см.выше - пятая часть православных Латвии), и я таких знаю. Более того, в самой Латвии есть православные храмы, в которых службы ведутся на латышском (видимо, из-за того, что большинство прихожан говорят именно на этом языке, и им так удобнее).
Всегда рада новым читателям! Подписывайтесь! И, конечно же, не забывайте ставить лайки!