Как я уже часто писал, образовательные программы - это настоящая "тюрьма" народов, сковывающая порой творческой и познавательных потенциал учащихся и не только.
Сейчас вот читаю интереснейший труд В. Н. Тутубалина "Эконометрика: образование, которое нам не нужно". Несколько раз уже читал и слышал про неё, отсматривал тезисы. Но вот недавно опять готовил ученика в МГУ и, вроде, попался "лайтовый" факультет и программа по теории вероятностей и математической статистике, но преподаватель оказался очень высокого уровня, несмотря на студентов. Получил эстетическое удовольствие от его курса и материалов - давно такого не встречал. Особенно интересны были содержательные моменты по нулевым и альтернативным гипотезам и выводам. Ну и он цитировал книгу Тутубалина.
Эконометрика - это экономический сопромат, один из самых сложных предметов. Соответственно, по нему ко мне чаще всего и обращаются студенты из МГУ, Вышки, Финашки, Плешки, Рэшки (МИФ), МГИМО, РАНХиГС, LSE, Warwick, Oxford, Cambridge и др. Аналитика по этому предмету и методикам от разных преподавателей - это отдельная песня, отдельная история.
Тутубалин силён тем, что подвёрг образовательную программу по эконометрике критическому анализу. Большая часть преподавателей на это не решается. В начале 90-х преподаватели России поехали на массовое переобучение в Англию и Голландию. Потом перевели учебники, программы, задачники и стали бомбить в России. И до сих пор бомбят. Выходят обновления, новые версии, аддоны, апдейты, но не основополагающие. Софт меняется.
Вообще почти нет интересантов на критический анализ программ: кто-то не шарит, кто-то занят текучкой, кому-то не платят за это. Вот и всё. Один пожилой профессор у нас в магистратуре тоже имел свою позицию и давал альтернативный взгляд.
Что он отмечает?! Во-первых, потеря связи с реальными экономическими выводами. Во-вторых, что неуместно применять вероятностные методы в макроэкономике, так как макроэкономическая динамика каждой страны уникальна и нет статистического ансамбля наблюдений. В-третьих, он отмечает, что основа основ экономикса, кривые спроса и предложения имеет то прекрасное свойство, что узнать их никак нельзя (они не только не идентифицируются в системах одновременных уравнений, но и просто не существуют).
Также как и Сталин, он высвечивает метрологическую несостоятельность и неприменимость на практике марксизма с его необходимым и добавочным временем/продуктом.
" Для ответа надо вспомнить, что около 10 лет назад небольшая группа лиц (во главе с зам. директора ЦЭМИ РАН С.А.Айвазяном), получив гранты из-за рубежа, организовала внедрение эконометрики в российское образование. Они забросили в пару вновь созданных вузов западных эмиссаров, на основе записей их лекций подготовили учебные материалы, на западные деньги организовали летние школы для подготовки преподавателей, добились включения эконометрики в государственные образовательные стандарты. Так сказать, запустили троянского коня в наши вузы.
В результате не только зря расходуется время студентов и преподавателей. Происходит дискредитация математических методов в глазах студентов-экономистов. Хорошо известно, что в настоящее время человеческий капитал определяет степень успешности фирмы и страны в целом. И приходится констатировать, что человеческому капиталу нашей страны нанесен большой ущерб. "
" В практике обучения наряду с помощью и кооперацией имеет место также и нечестное соперничество: помехи чужому обучению, использование ситуаций обучения для нанесения ущерба. Удар по способности учиться, по процессам овладения новыми видами деятельности является одним из наиболее эффективных, чтобы сделать конкурента несостоятельным в меняющемся мире. С точки зрения экономики, построенной на знаниях, противодействие обучению конкурента или же обучение его тому, что для него невыгодно - это закономерная работа по снижению роста данного вида человеческого капитала (потенциала) у соперника. В докладе рассматриваются теоретические подходы к данной проблеме и результаты ее эмпирических исследований. "
Некоторые ссылки про труд:
https://istina.msu.ru/publications/book/2729775/
https://subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika/200604/24030530.html
http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=391