Найти тему
Архистория

Толпа рубила головы библейских королей над главным входом Нотр-Дама , а химеры появились здесь лишь в 19 веке

Одна из идей восстановления Собора Парижской Богоматери предполагает строительство большого подземного пространства, откуда и будут заходить в здание многочисленные посетители. Прежняя система, когда людской поток движется через главные довольно узкие ворота, кому-то показалась мало актуальной. И это действительно так, если думать только о туристах. Но совсем другого мнения придерживается духовенство, настаивающее на том, что в собор можно входить только через двери и он прежде всего является местом отправления религиозного культа.

Пожар 15 апреля 2019 года породил много разных споров по поводу того, как восстанавливать Нотр-Дам-де-Пари и как он должен выглядеть в результате этих работ. Тем не менее большинство экспертов и простых парижан сходятся во мнении: надо придерживаться канонического проекта.

-2

Ставить в данном случае какую-нибудь пирамидку, по примеру конструкции во дворе Лувра, или водружать хайтековский купол действительно было бы настоящим кощунством. Ревизионистов много, а история у французского народа одна и великий Нотр-Дам по праву считается её воплощением. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить лишь наиболее яркие факты из его прошлого.

-3

Первый камень в фундамент собора был заложен 23 апреля 1163 года в присутствии папы Александра III и епископа Мориса де Сюлли. Время не сохранило имя архитектора, но известно, что его план предусматривал замену двух старых церквей одним большим сооружением. Главный алтарь был освящен уже спустя 19 лет, правда главный неф закончили лишь в 1196 году. Еще больше чем полстолетия ушло на возведение главного фасада. Но и это был еще не конец.

-4

В середине 13 века отцы церкви сочли недостаточным количество света во внутренних помещениях собора и велели расширить высокие окна. Из-за этого возникла необходимость укрепить своды собора внешними аркбутанами. Так появились арочные конструкции напоминающие щупальца паука. В тот же период сначала архитектор Жан де Шелль, а потом Питер де Монтрёй занялись удлинением поперечного нефа, который был освещен огромными витражами.

-5

Доступным к обозрению со стороны главного входа собор стал только в 19 веке. До этого на месте соборной площади громоздились здания. Со стороны северного портала он и сегодня вплотную прилегает к домам, не позволяя выбрать туристам удобный ракурс для фотографии.

-6

Скульптуры - одно из главных богатств Нотр-Дама. Их много и каждая из них кого-то изображает или что-то символизирует. Так северный портал посвящен Богоматери покровительнице собора и все украшающие его фигуры в той или иной мере имеют к ней отношение. Интересно, что в средние века они имели полихромную окраску и утратили её после проведённой в 19 веке архитектором Виоле де Дюком реставрации. Но винить его в такой трансформации не стоит, такова цена спасения. После Великой французской революции собор имел жалкий вид. Фигуры 28 библейских царей, прародителей Христа, которые украшают фасад Нотр-Дама, революционная толпа приняла за французских королей и по доброй революционной традиции просто посносила им головы.

-7

Те, что которые видят многочисленные туристы сегодня - тоже заслуга Виоле де Дюка. Оригинальные скульптурные головы были найдены лишь в 1977 году в подвале одного из парижских домов. Но возвращать их на место не стали, поместив в экспозицию Национального музея средневекового искусства. Кстати знаменитые химеры на северной башне собора - тоже заслуга архитектора-реставратора, точнее это его творческое переосмысление средневековья. Как известно, многим оно казалось эпохой романтической и в то же время мрачной . Вот и месье де Дюк предложил своё видение прошлого в виде горгулий. Заодно они поставлены отвечать за слив воды по водостокам.

Собор аббатства Везле  - первая реставрационная работа Виоле де Дюка
Собор аббатства Везле - первая реставрационная работа Виоле де Дюка

Личность Виоле де Дюка заслуживает отдельного упоминания. На его счету не только возрождение Нотр-Дама, но и старых кварталов Каркасона. Уже в 30 лет он имел такой авторитет в профессиональной среде, что получил заказ на реставрацию аббатства в бургундском местечке Везле. В средневековой Европе аббатство было одним из центров религиозного паломничества. А тогда когда за дело взялся де Дюк, разрушения достигли такой степени, что между камнями росли деревья.

Химеры Нотр-Дама
Химеры Нотр-Дама

Правда, за своё желание "воссоздавать" части, которые не были осуществлены в постройках коллеги частенько его критиковали. А простому народу нравилось. Иначе его химеры не стали бы одним из символов парижского собора.

-10

Хотя конечно же главные символы это то, что создаёт общую атмосферу сакрального места и гениального памятника. Например, главная реликвия Нотр-Дама - терновый венец Христа, который чудом удалось спасти во время прошлогоднего пожара. Что до архитектурных элементов, то одно из важных мест занимают знаменитые витражи.

-11

Так называемые розы трансепта составляют в диаметре 13 метров. Южная роза, со стороны набережной, посвящена Христу, который находится в окружении ангелов и святых в расходящейся лучами композиции. Центральная витражное окно несколько меньше размером - 10 метров в диаметре. Оно символизирует божественную бесконечность. Ну и конечно это главный неф, поражающий соразмерностью пропорций - 110 метров в длину и 33 метра в высоту.