Продолжаем тему об основных профессиях в порту. Я ранее уже писал про стивидора и тальмана и про то, как трудятся докеры.
Судовой агент
Чтобы судно могло зайти в порт, ему нужно соблюсти необходимое количество формальностей, в том числе с различными контролирующими структурами: портовые власти, таможенная и пограничные службы, санитарно-карантинная служба.
Согласованием и взаимодействием с этими структурами занимается судовой агент.
Вообще-то основная роль судового агента – это представление интересов судовладельца, информирование капитана о правилах и порядках в порту.
Судовой агент оплачивает все сборы, которые собираются при заходе судна в порт. Согласовывает со службой капитана порта дату и время захода судна в порт.
Поскольку практически любой порт в России – это пункт пропуска через Государственную границу, то в случае прихода судна из-за границы нужно обеспечить проведение так называемой комиссии, где присутствуют представители пограничной и таможенной службы, а также санитарно-карантинной инспекции.
Далее, на судовом агенте лежит решение всех вопросов и проблем, которые могут возникнуть у судна в порту:
- доставка пресной воды, топлива и продуктов, а также необходимого снабжения.
- обеспечение смены экипажа и снятие больных
- экстренные постановки судна на ремонт в случае внезапной поломки
- обеспечение швартовыми бригадами и буксирами при швартовке/отшвартовке судна.
Вот далеко не полный перечень услуг, которые оказывает судовой агент обслуживаемому судну.
Помню, когда первый раз был в порту Гулль (Англия), то как раз через судового агента заказывал такси в город.
Так что без судового агента в порту никуда!
Шипчандлер (судовой поставщик)
Попросту говоря, шипчандлер снабжает судно всем необходимым: продуктами, снабжением, запчастями, аварийно-спасательным и противопожарным снабжением, судовой пиротехникой и еще многим другим.
Между прочим, законодательного определения шипчандлерских услуг не нашел. Был приказ Минтранса от 1994 года, в котором присутствует эта сфера деятельности, как подлежащая лицензированию: шипчандлерское обслуживание (снабжение) судов, но этот приказ уже утратил силу.
При этом, т.к. шипчандлер закупает продукты и прочее по оптовым ценам, итоговая цена бывает достаточно приемлемой. К сожалению, это в основном, касается закупок за рубежом.
Несмотря на антиалкогольную политику многих судовладельцев, моряки заказывают спиртное, сигареты, минералку, кофе и прочее у местных шипчандлеров в иностранных портах, получается гораздо дешевле.
А чтобы столь необходимая профессия в порту осталась в памяти, приведу весьма живописный отрывок из замечательной книги Владимира Кунина «Иванов и Рабинович, или Ай гоу ту Хайфа»:
— Погоди, мужик… — сказал Арон. — А ты сам-то кто будешь?
— Я? Шипшандер.
— Еврей? — Василий улыбнулся ему, как «своему».
— Нет. Поляк. А что?
— Да так… Ничего. Ты не обижайся. Я, например, «Рабинович». Он еще до недавнего был «Рабиновичем», — Вася показал на Арона. — Я думал «Шипшандер» — тоже еврей…
— А «Боцман», «Лоцман» и «Кацман» — это уже три еврея? — рассмеялся толстячок с усами. «Шипшандер» — морской агент по снабжению. А зовут меня Штур. Яцек Штур…
А какие портовые профессии знаете Вы?
Читайте на канале:
Виктор Конецкий: Писатель, Моряк, Человек.
Селфи за 30 000 долларов - круиз на Северный полюс.
Дорога по Маркизовой луже. Санкт-Петербургский морской канал.