Найти тему
Лидеры кино

«Белый шейх» . Танец Ванды: от Феллини до Копполы

«Белый шейх» (1952) – фильм, минимум на десяток лет опередивший рождение комедии по - итальянски. Это новое направление в кино пришло на смену неореализму и родилось в споре с ним, хотя имело с ним общие черты. Неореализм видел в чувствах и эмоциях простого итальянца своего рода идеал, противостоящий социальным условиям послевоенной Италии. Феллини – автор сценария и режиссер «Белого шейха» одновременно переживал за Ванду Кавальди, провинциалку, страстно влюбленную в кино и сатирически осмеивал любовь зрителя к кинематографу фальшивых иллюзий.

Ванда влюбилась в Белого шейха - образ из фотокомиксов и сбежала от мужа, чтобы просто вручить рисунок, запечатлевший кумира игравшему эту роль актеру. В итоге молодожены окажутся в вихре приключений, прежде чем героиня убедится, что Белый шейх в реальности женатый ловелас, не имеющий ничего общего с существующим в ее фантазии образом.

-2

Идею фильма придумал М. Антониони, но не собирался ее реализовывать. В итоге, сменив ряд продюсеров, сценарий, написанный Ф. Феллини, вернулся к нему. «Белый шейх» - его режиссерский дебют. Он увидел в сюжете карнавальную историю: фантазерка Ванда, мечтая о кино, попадает в закулисный мир незавидных нравов. А ее муж, который даже спал в шляпе и видел себя в Риме в роли видного чиновника, превращается в горемыку. Он мечется по Риму в поисках Ванды. Город бурлит фанфарами проходящего оркестра и пестрит проститутками, в одной из них мы увидим Джульетту Мазину, задолго до сыгранной великолепной Кабирии.

-3

Интересно, что сам Феллини тоже был провинциалом и фантазером. Ему близки были зрители, готовые жить в мире иллюзий. Но за обман иллюзий расплачиваются горько, поэтому Феллини сохранял верность реализму, хотя образы его фильмов всегда будут стремиться к высотам фантазии. Близок был ему и мир фотокомиксов: еще в годы войны он открыл студию карикатур в Риме и в течение жизни создал целую галерею сатирических рисунков.

-4

Еще он умел замечательно находить партнеров: актера Альберто Сорди он нашел в обычном кинотеатре, где Сорди - будущая звезда итальянского кино, просто развлекал зрителей перед сеансами. А композитора Нино Рота он нашел просто на остановке трамвая. Как то странно стоял на ней его будущий друг, так что Феллини уж никак не мог пройти мимо.

-5

Феллини открывал неореализм как сценарист фильма «Рим – открытый город». Но правду уличных съемок в «Белом шейхе» он меняет на воссоздание образов в павильонах. Есть в этой ленте символические образы, украсившие музей великого маэстро, – это огромные качели с высоты которых актер Риволи – исполнитель роли шейха - поет романтическую песню. Спрыгнув, он снимает повешенную на сук саблю и галантно говорит героине: «Bonjour».

-6

Далее идет замечательная сцена танца: она снята на ироническом монтаже - важной черте комедии по итальянски. Ванда и Риволи танцуют, а вокруг них целая галерея персонажей провожает их танец ироническим взглядом. То, что не видит героиня, видно им, они готовы предсказать, чем закончиться любовная история. Замечательно, что сцена нашла свою новую жизнь в рекламе, сделанной Ф. Ф. Копполой. Он полностью воссоздал танец в деталях и закончил ее рекламой престижного кофе.

Владимир Жерехов