Найти тему
История экономики

МОЩЬ ПАРА

Александр Иванов.

50-фунтовая купюра - Мэттью Болтон (слева) и Джеймс Уатт
50-фунтовая купюра - Мэттью Болтон (слева) и Джеймс Уатт

Осенью 1755 года некий девятнадцатилетний неудачник, человек болезненный, скрывающийся от флотских рекрутеров (которые особо не церемонились при вербовке, а просто хватали всех подряд на улицах британских городов), вернулся из Лондона в родную Шотландию.

Путешествие в Лондон, где он мечтал получить профессию, дающую средства для существования, для него, как это и положено неудачнику, закончилось ничем: денег хватило только на год обучения и, по все еще существовавшим в Глазго цеховым правилам, рудиментам уходящей эпохи, получить работу мастера по измерительным приборам, даже при том, что он был единственным на всю Шотландию человеком, способным изготовить секстант или барометр, он не смог - для этого надо было пройти семилетний курс в подмастерьях, чего нищий неудачник себе позволить не смог...

Все складывалось ужасно и безнадежно, и Джеймс Уатт - а именно так звали нашего героя - вполне смирился с тем, что его никчемная голодная жизнь закончена.

Но вот тут-то - как это случается иногда в сказках... Вот тут-то, именно в это время, в обсерваторию университета Глазго прислали партию астрономических приборов, и потребовался человек, способный их настроить и поддерживать в рабочем состоянии. 

Университет в Глазго, XIX век
Университет в Глазго, XIX век

Как мы уже знаем, в Шотландии на тот момент людей такой квалификации было не слишком много. Более того - единственный человек, который в этом что-то понимал - это наш герой...

Университеты издавна были славны своей независимостью, в том числе и от цеховых правил - Джеймс Уатт получил эту работу, а вместе с ней - надежный кусок хлеба и доступ к большому количеству всяких механических приспособлений, которым были забиты лаборатории, склады и кладовые университета.

Именно здесь, в унивеситете Глазго, Уатт впервые видел паровую машину, созданную одинм из его предшественников - человечество пробовало приручить энергию пара уже давно, а на рубеже XVII и XVIII попытки эти резко участились (забавно, что одна из первых паровых машин - весьма плохая,заметим - была установлена в 1735 году в английском парламенте она приводила в действие...паровой вентилятор!).- так вот, эта машина поразила его красотой замысла, богтсвом возможностей, - и вызвала у него дичайшее раздражение своим несовершенством.

Кузнец Томас Ньюкомен и его паровая машина - та самая, которая дала толчок Уатту к разработке его двигателя
Кузнец Томас Ньюкомен и его паровая машина - та самая, которая дала толчок Уатту к разработке его двигателя

Совокупность этих чувств, помноженная на несомненный талант, в итоге привели к тому, что в последней четверти XVIII в Англии начался процесс, известный нам как "промышленная революция", а ведущей его силой стала сила пара, производимая "паровой машиной Уатта".

Впрочем, промышленная революция могла бы еще немножко подождать со стартом, если бы изобретатель Уатт не встретил бы предпринимателя Болтона.

Именно Мэттью Болтон стал, возможно, первым человеком в Англии, который задумался, насколько широко могла бы применяться энергия пара в промышленности и как именно она могла бы изменить мир...

А мир в те годы особенно остро нуждался в новом источнике энергии. Экстенсивный путь развития - путь открытия все большего и большего числа предприятий - еще не исчерпал себя, но мускульна сила (людей и животных), обеспечивавшая рост экономики, нуждалась в постоянной подпитке продовольствием, производство которого казалось исчерпаемым (всего несколько лет спустя после описываемых событий викарий Мальтус потрясет мир своей теорией о неизбежности войн как следствие борьбы за жизненные ресурсы, важнейшим из которых Мальтус почитал продукты питания.

Томас Мальтус и его теория о неизбежности регулирования населения планеты. Когда эта теория создавалась, население планеты составляло около 1 млрд. человек
Томас Мальтус и его теория о неизбежности регулирования населения планеты. Когда эта теория создавалась, население планеты составляло около 1 млрд. человек

Энергия ветра и воды так же не была постоянной - случались безветренные и штормовые дни, засухи, наводнения, и зимы, когда лед сковывал воду - кроме того, эти помошники человека не обладали желаемой мощью...

"Железный Вождь", металлопромышленник Болтон решительно взялся за дело, весьма точно поняв место приложенияя собственных сил. "Я произвожу мощь" - так он говорил о своем производстве.Фактически Болтон создал новый рынок, которому сам он не видел границ - но даже он не мог себе представить масштабы применения производимой ими мощи и те перемены в мире, которые вызовет их совместное с Уаттом детище.

Уатту с Болтоном повезло, как везет далеко не каждому таланту... Не встретил же "своего Болтона" Иван Ползунов, чьи заслуги были отмечены всячески, даже государыней-императрицей, одарившей гения-самоучку чином капитан-поручика (через две ступени его повысив) и четырьмя сотнями рублей... Да и не царское дело - понимать, что чего сие увеселение потребно... 

Паровая машина Ползунова
Паровая машина Ползунова

Ползунов построил свою машину на несколько месяцев раньше Уатта, вот только у Ползунова не нашлось человека, способного понять значние изобретения, и его чудо-машина, проработав три месяца (уже после его смерти) и окупившись даже за столь короткий срок, была все-таки демонтирована и заменена "ручной тягой" ("пращуры наши тако же делали" - все-таки уровень предпринимательского мастерства и востребованности инноваций в России и Англии сильно разнился!), а Уатт вскоре запускает свой механизм, которому суждена была долгая жизнь и громкая слава.

Все тот же Болтон сильно продвинул Уатта на последнем этапе работ, когда нашел и привлек к делу некоего сумасшедшего, владельца оружейных заводов Джона Уилкинсона, который сумасшедшим прослыл потому, что носил шляпу-котелок из чугуна, стоил лодки и даже корабли из чугуна - конечно, его погребли в гробу из чугуна и на могиле воздвигли чугунный обелиск - но, между прочим, первый в мире чугунный мост был построен именно из его чугуна, а английская армия была оснащена лучшими ружьями той эпохи (они реже других взрывались и точнее других стреляли, благодаря изобретениям Уилкинсона в части точности сверления).

Джон Уилкинсон, "помешаный на чугуне"
Джон Уилкинсон, "помешаный на чугуне"

Только Уилкинскон смог сделать поршни и цилиндры прецезионной точности, после чего паровой двигатель, который иногда называют еще "паровая машина Уатта-Уилкинсона", приобрела готовый к эксплуатации вид.

Boulton and Watt - так называлась созданная компаньонами фирма - только за первое десятилетие своего существования (1785-1795) продала 144 таких машины, а за следующие пять лет до конца века - 321.

Всего же (учитывая их более ранние модели) к 1800 году фирма Boulton and Watt произвела 496 таких механизмов, из которых 164 использовались как насосы в шахтах. Ещё 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи.

Первая паровая машина Уатта
Первая паровая машина Уатта

Самыми фанатичными потребителями усовершенствованных паровых машин стали представители легкой промышленности Англии - на тот момент самой передовой и инновационной отрасли мировой экономики. Изобретения Харгривса, Кройтона, Аркрайта и, наконец, Робертса, кардинально меняли мир. До изобретения прялок на изготовление фунта пряжи пряха, воорженная колесным механизмом с педалью, затрачивала 200 часов, в 1824 году на тот же фунт прялка Робертса затрачивала 1 час 20 минут - английским производителям не хватало всего лишь надежного механизма приведения своих хитрых механизмов в действие. И они нашли такого помошника - им стал пар.

И отрасль буквально взвилась, показав просто фантастический рост - в 1790 году она потребляла 3 тысячи кип хлопка, в 1810 году - 178 тысяч, а в 1860 - уже 4,5 миллиона!

Ткацкая фабрика. Привод от энергии пара.
Ткацкая фабрика. Привод от энергии пара.

Стоимость пряжи сремительно падала (с 38 шиллингов за фунт в 1786 году до 7 шиллингов в 1807-м), но благодаря снижению цен рынки росли стремительно, объемы производства расширялись, и прибыль росла невиданными в истории человечества темпами.

Второй мощный рычаг промышленной революции - производство металлов. Англичане еще в 1709 году (на 700 лет позже китайцев, открыв эту технологию заново) научились плавить железо с помощью кокса, но британскю металлургию сдерживала проблема невозможности поддержания постоянного высокого давления для плавки - паровая машина решила эту проблему.

Британские металлопроизводители отмечали в те годы, что их затраты, благодаря энергии пара, резко снижаются, в то время как занятость, производительность и прибыль - необыкновенно резко растут.

"Эпоха пара", растянувшаяся почти на полтора столетия, конечно, наступила не вдруг - еще в 1800 году водяные двигатели давали Англии втрое больше энергии, чем пар), но, в итоге, пар все-таки завоевал мир.

В 1810 году в Англии насчитывалось уже 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось.

Один из первых паровозов
Один из первых паровозов

Пароходы, а затем и паровозы окончательно изменили мир (паровая машина на первом пароходе Фултона, в1807 году, была изготовлена именно Boulton and Watt), позволив решительно снизить производственные затраты и столь же решительно увеличить объемы производства любого товара, сделав массовым ранее недоступное, тем самым безгранично расширив рынки сбыта, а растущие, без увеличения мускульной силы в тысячи и лаже десятки тысяч раз промышленные объемы опрокинули мальтузианские страшилки.

Так Болтон и Уатт, гений-промышленник и гений-изобретатель, перевернули наш мир...

#экономическиеистории

P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними

Александр Иванов

"Краткие эссе об истории экономики"

Поддержать блог: https://boosty.to/economic_history

Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect

И в Facebook #экономическиеистории