Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Тревожный месяц вересень" (СССР, 1977)

Тревожный месяц вересень. СССР, 1977. Режиссер Леонид Осыка. Сценаристы Виктор Смирнов, Леонид Осыка (по повести Виктора Смирнова). Актеры: Виктор Фокин, Борислав Брондуков, Антонина Лефтий, Ирина Бунина, Иван Миколайчук, Стефания Станюта, Иван Гаврилюк и др. 20,3 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Леонид Осыка (1940-2001) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, но только одному из них – драме «Тревожный месяц вересень» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

-3

Кинокритик Татьяна Иванова в журнале «Искусство кино» писала, что «сама фабула отражает и непримиримую враждебность националистических банд украинским селянам, всему украинскому народу… и неуклонное нарастание его готовности смести с лица земли националистическую нечисть… Но кажется, Л. Осыка ищет сочетания предельно напряженного внешнего действия не столько с глубоким и острым психологизмом, сколько с общей поэтической трактовкой жизни, с лирическим, почти «музыкальным» восприятием ее. Да и художнический интерес к психологии у режиссера тоже, в сущности, подчинен его тяготению к поэзии, к лирическому живописанию окружающего. … работа Л. Осыки представляется не просто удачной, а удачей принципиальной. Мироощущение художника, оставаясь по преимуществу поэтическим, в этом фильме как бы расширило свой горизонт, обогатилось, обрело новые параметры» (Иванова, 1976: 64, 67, 70). Иванова Т. Осенью сорок четвертого // Искусство кино. 1976. № 9. С. 60-70.

Зрители до сих пор спорят об этой драме, повествующей о борьбе с бандеровцами осенью 1944 года:

-4

«"Тревожный месяц вересень" мне представляется достаточно удачным фильмом Леонида Осыки, несмотря на отдельные огрехи и недочеты. В этой картине Л.Осыка отошел от традиций и стилистики "украинского поэтического кино", в котором он снискал себе славу… "Вересень" снят как бы вопреки жанру "Военных приключений", под который подпадала повесть В.Смирнова. Режиссер правдиво показывает Полесье 1944 года, а именно небольшое, запуганное бандитами село… В финале у Осыки был соблазн перейти в традиции вестерна. Но он этого избегает, ставит перестрелку не как увлекательную дуэль, а как реалистический бой. … Недавно был снят новый фильм по повести Смирнова - "Лето волков". Видны старания режиссера, актеров. Некоторые играют очень хорошо. Вот только подлинности на экране нет» (А. Гребенкин).

-5

«По сравнению с книгой В.Смирнова фильм, конечно, слабоват. … Фильм проигрывает повести по всем статьям. Напрочь отсутствует психологизм, невыразительный актёр в главной роли, невнятно снятые боевые сцены. … После партийно-чинушного разгрома студии имени Довженко и избиения национальных кадров … на Украине в основном снимали слабое в художественном отношении, но идеологически правильное кино (счастливое исключение - работы Л. Быкова и Р. Балаяна). На этом фоне "Тревожный месяц вересень" выглядит вполне прилично» (Василий).

-6

Надежда и опора. СССР, 1982. Режиссер Виталий Кольцов. Сценаристы Будимир Метальников, Юрий Черниченко. Актеры: Юрий Демич, Анатолий Васильев, Надежда Шумилова, Вацлав Дворжецкий, Всеволод Санаев, Владимир Кашпур, Любовь Соколова и др. 20,2 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-7

Режиссер Виталий Кольцов (1940-2006) поставил десять полнометражных игровых фильмов, но только колхозной драме «Надежда и опора» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

-8

Эта картина В. Кольцова была на «важную партийную тему», поэтому официозная кинокритика, разумеется, ее поддержала.

К примеру, театральный и кинокритик Юрий Черепанов в контексте вскоре с треском провалившейся «государственной продовольственной программы» рассуждал об этой конъюнктурной ленте так: «Вот что следует отметить: глубокую соотнесенность фильма «Надежда и опора» с актуальной проблематикой современной жизни, с теми конкретными и государственно важными вопросами, которые решает сегодня страна, воплощая в жизнь решения майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС и одобренной им Продовольственной программы» (Черепанов, 1982: 4).

-9

Однако профессиональный уровень фильма был настолько слаб, что даже Ю. Черепанов не смог удержаться от критического пассажа: «Публицистичность картины несомненна. Более того, она нередко опережает здесь «художественность». Нам интереснее иногда разговоры героев, их споры и столкновения, нежели иные характеры (не спасают положения даже известные актеры) или лирическая линия в сюжете…» (Черепанов, 1982: 5). Черепанов Ю. О людях, о долге своем // Советский экран. 1982. № 21. С. 4-5.

А каковы Ваши мнения о фильмах «Тревожный месяц вересень» и «Надежда и опора», уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020