Такой сценарий не рассматривается в Минобрнауки в долгосрочной перспективе, но на ближайшее будущее вузам все-таки рекомендовали разработать методику дистанционной работы на случай второй волны пандемии. Что хорошего можно оставить из дистанционного опыта после пандемии?
1. Дистанционные мастер-классы и встречи с практиками или преподавателями из других городов
Это особенно актуально для региональных вузов, которые не имеют возможности (прежде всего, финансовой) регулярно приглашать московских экспертов и просто интересных гостей. Да и гостям совершенно не выгодно тратить сутки на дорогу, чтобы выступить где-то в течение часа. Да, конечно, в личном общении студенты больше ценят возможность задать вопрос, особенно в индивидуальном порядке. Однако мой опыт последних лет показывает, что даже на очень интересных (с точки зрения преподавателей) спикеров студенты идут неохотно – слишком много других дел и занятий. На карантине такие онлайн-встречи пользовались бОльшей популярностью, да и записанный мастер-класс можно пересматривать, если не успел.
2. Дистанционные занятия от командированных преподавателей.
Не очень люблю отлучаться в командировки по той причине, что потом приходится восстанавливать занятия, а передать свои курсы часто некому. Такие «командировочные долги» могут накапливаться, а потом занимать все свободное время в конце семестра. Конечно, командировка командировке рознь, но бывает и так, что во время занятия по расписанию как раз есть возможность выйти в онлайн и провести ее дистанционно. Да только раньше это было невозможно, а вот после пандемии хотелось бы ввести такую возможность в практику. Еще интереснее, если прямое включение преподаватель будет вести из другого вуза, с гостями международной конференции или другими нестандартными компонентами занятия.
3. Прием экзаменов в письменной форме онлайн.
В общем, эта опция существовала и раньше через LMS вроде BlackBoard или Moodle, но только этой весной я оценила ее прелесть. В одном потоковом курсе приходилось читать 100+ рукописных работ, теперь они сдаются в электронном виде, что ускоряет чтение. То же самое с бумажными тестами. В случае с моей специальностью оценивается как раз оригинальность текста, а списывать в общем неоткуда, зато удобно ставить лимиты на выполнение заданий и не ждать «ну хорошо, последние 5 минут и сдаем работы».
4. Онлайн-совещания.
Этот пункт можно ставить первым номером, поскольку живые совещания часто превращались в задушевные беседы не по делу и заставляли лишний раз приезжать на работу, когда можно было этого не делать. Онлайн-совещания тоже не отличаются качественным содержанием, но, честно скажем, параллельно можно делать небольшую техническую работу и экономится время на дороге. К тому же, в онлайне удобно проводить экстренные совещания, а не опрашивать долго коллег, кто и когда сможет подъехать на работу.
5. Часть самостоятельной работы «в присутствии преподавателя».
Такие часы в расписании всегда вызывали недоумение, а в результате мои коллеги проводили полноценные занятия, а не давали задание и «присутствовали» при этом. Некоторые виды работ можно проводить и вне аудитории, обеспечивая их методически, а затем давая письменную обратную связь. Я уже писала о том, что и у студентов, и у преподавателей в принципе большие проблемы с самостоятельной работой – одни не знают, как себя мотивировать что-то делать самому, вторые не умеют ее построить. Онлайн чуть-чуть приблизил всех к пониманию ценности и особенностей самостоятельной работы.
Подписывайся на канал, чтобы искать хорошее в непонятном