Найти в Дзене
Исследование Писания

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.28): ПРЕВОСХОДНЕЙШЕЕ СЛУЖЕНИЕ

Оглавление

(Евр. 8:1–5)

В Евр. 8:1–5 тема разговора несколько меняется, переходя от священничества Сына, которое обсуждалось в 4:14—7:28, к Его более превосходному служению в качестве священника. Послание к евреям учит следующим истинам о превосходстве Христа как нашего Первосвященника:

1. Христос был призван Богом по чину Мелхиседека (5:10).

2. Христос был священником с Божьей клятвой (7:20–22).

3. Его Первосвященство — навсегда (7:23, 24).

4. Его служение полностью действенно (7:25).

5. Его личные качества сделали Его способным служить нашим Первосвященником вечно (7:26–28).

6. Он служит в небесном святилище, а не в земном (8:1–5).

7. Он принёс новый завет, дающий полное прощение, так что наши грехи больше не припомнятся нам (8:6–13).

Каковы же особенности служения нашего Первосвященника?

В ИСТИННОЙ СКИНИИ (8:1, 2)

«Главное же в том, о чём говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнослужитель святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек».

Слово «главное» (кефалайос; ст. 1) может означать «сумма», «итог», а также «основной момент», «главная мысль» или «суть» (как в Российском Библейском Обществе). Последнее предпочтительно, так как данный раздел является кульминацией авторской аргументации и потому более, чем итог. Наш Первосвященник не может служить при худшем завете; Его место — там, где всё лучшее.

Христос «воссел» (ст. 1), потому что Его жертва принесена и работа завершена. Глагол «воссел» предполагает, что Он правит как наш Царь, восседая на троне. Ни один иудейский первосвященник никогда не сидел на троне. Этим подчёркивается, что мы имеем такого Первосвященника, чьи полномочия безукоризненны. Послание к евреям ясно показывает, что истинный мир — это мир невидимый, который мы принимаем верой (ст. 2) и в котором Христос является «первосвященником» (6:20) или «священнослужителем» (8:2). Нынешняя скиния — это лишь «образец» святилища «истинного» (8:5; 9:24), но она убедительно обещает нам «небесный град» (11:16).

Слово «небеса» — правильное, потому что в тексте оригинала Послания к евреям в семи из десяти случаев это слово употреблено во множественном числе. В Послании к эфесянам оно всегда имеет множественное число. В Евр. 9:23 употреблено множественное число (см. Современный Перевод), а в 9:24 — единственное. Тут вряд ли имелось в виду какое-либо значительное отличие. Множественное число может указывать на то, что это место обитания Бога и что Христос находится с Ним.

Неуверовавшие иудеи считали себя выше других на том основании, что имели назначенного Богом первосвященника,а христианскую систему находили худшей, потому что она такового не имеет. Однако в I веке многие стали смотреть на своих первосвященников с презрением. В их числе были ессеи — термин, употреблённый Иосифом Флавием по отношению к членам Кумранской общины, которой принадлежали так называемые свитки Мёртвого моря. Они полагали, что Бог отверг их первосвященника. Тем не менее, они считали, что могут говорить христианам: «У нас есть поставленный Богом первосвященник, а у вас нет». На самом же деле, Христос настолько превосходнее, что правит с небес, восседая по правую руку от Бога. Такого нельзя сказать ни об одном земном священнике.

Христос — «священнослужитель святилища» (ст. 2). Слово «священнослужитель» (лейтургос), употреблялось для обозначения чиновника высшего ранга или священника. «Святилище» — это небеса, истинное «святое святых», где Иисус служит в присутствии Божьем. Земной первосвященник служил в святилище, которое было лишь тенью, или образом, святилища небесного. «Истинный» означает исполнение тени, реальность, и здесь употреблено не в смысле «противоположный ложному». Истинной «скинией» (скене; ст. 2) названы сами небеса. Скиния, или палатка, шатёр, построенная израильтянами в качестве места Божьего обитания среди них, была образом, или тенью (ст. 5), наших благословений при новом завете. Небесное святилище описано в Отк. 8:3–5, где оно названо «жертвенником», и ещё раз в Отк. 11:19 — как «храм». Скинию заменил собой храм, но автор Послания к евреям говорит об идеальной «скинии» прошлого, как если бы она была в настоящем.

Об этой скинии сказано, что её «воздвиг Господь, а не человек» (ст. 2). Это может быть указанием на создание церкви. Конечно, церковь создал Христос, а не человек. О небесах верующим не нужно было говорить, что их «воздвиг Господь, а не человек». Здесь противопоставляется небесная скиния, приготовленная Богом, и земная, воздвигнутая человеком. В Новом Завете церковь часто называется «царством» (Отк. 1:9–11). В Мф. 16:18, 19 Иисус сказал о создании Своей церкви, а затем сразу же назвал её «царством». Хотя эти два термина имеют разное значение, они взаимозаменяемы, когда речь идёт о составе этого тела (Кол. 1:13, 18). «Церковь» (экклесиа) — это Божье «собрание» (как правильно переведено в Деян. 19:39, 41 в связи с мирским собранием). Оно было предопределено на небесах и самим своим существованием показывает премудрость Божью (Еф. 3:10). Если святилище скинии служило прообразом церкви, то не может ли церковь, в свою очередь, быть земным прообразом, или предвестником, самих небес? Может, именно поэтому её часто называют «царством небесным» (тридцать два раза в Евангелии от Матфея)? Церковь имеет такую же связь с небесами, как святилище, или святое место скинии, со святым святых.

Среди предметов в скинии, соответствующих определённым видам деятельности в церкви, можно назвать стол, жертвенник курений и светильник. Стол может символизировать Господню вечерю в церкви. Хлеб со стола хлебов предложения священники ели каждую неделю, и новозаветная церковь каждую неделю соблюдала Господню вечерю (Деян. 20:7). Жертвенник курений с восходящим дымом может соответствовать нашим молитвам и восхвалению в песнопении (см. Евр. 13:15; отметьте тесную связь с Отк. 8:4). Свет от семирожкового светильника может олицетворять свет Божьего Слова (Пс. 118:105). Согласно Новому Завету, свет нашего христианского влияния, когда мы ходим в этом свете, исходит от Божьего Слова (Мф. 5:14; 1 Ин. 1:7). В 1 Кор. 3:16 о христианах сказано, что они — храм Божий (место обитания Бога). Таким образом, «скинией истинной», или Божьим обиталищем, может быть церковь, прообразом которой была древняя скиния.

В ПРИНОШЕНИИ (8:3, 4)

«Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел что принести. Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары».

В Евр. 5:1 сказано, что обязанностью священника было решать проблему человеческих грехов путём принесения требуемых жертв. Однако чтобы иметь право совершать такие жертвоприношения, исполняющий эту работу человек должен был «поставляться». Когда именно наш Первосвященник совершил Своё приношение, сказано позже, в 9:14; это почти как если бы автор хотел возбудить интерес, прежде чем рассказать об этом. Если бы Иисус был нашим земным священником, Ему бы негде было принести Свою жертву, ибо земное святилище (храм) было заполнено многочисленными священниками, исполнявшими закон Моисея (ст. 4; см. 7:12–14). «Этот [стих] имеет огромное значение для объяснения, почему во время Своего земного служения Иисус никогда не исполнял никаких священнических обязанностей» (Гатри). Бог повелел быть только одному священству в один отрезок времени; Он бы не допустил совместного функционирования двух священств в одно время под одним законом. Как не мог Бог иметь и двух заветов со Своим народом, действующих одновременно. (Это аналогично аргументу от молчания в 7:13, 14).

Иисус служит на небесах, и это ещё один яркий контраст, демонстрирующий Его превосходство. Так как Он не был из колена Левия и не принадлежал к роду Аарона (7:14), то в священстве Он был «мирянином». Конечно, священник в земном святилище стоит гораздо ниже Того, кто служит в небесном храме. Бог больше не обитает в земном храме.

Хоть жертва Иисуса была принесена на кресте, совершена она была на небесах. Он не мог бы действовать как священник на земле, принося жертвенные дары (ст. 4). По этому царство/церковь не могло быть учреждено прежде, чем Христос вернётся на небеса, ибо до того времени средство искупления человечества ещё не получило законную силу (Еф. 5:25). Отсюда вовсе не следует, что Иисус до сих пор совершает Свою жертву, ибо Его приношение было сделано однажды и на все времена (7:27; 9:28). Эта единократная жертва непрерывно «работает» на нас, постоянно очищая от грехов (1 Ин. 1:7). Она имеет вечную силу и продолжает спасать тех, кто приходит к Богу через Христа (7:25).

Заметьте, что жертвоприношения совершали одни только священники. Современный священник едва ли может быть полезным в этом качестве, поскольку Иисус принёс жертву за грех — одну на все времена. Больше приношений не требуется. Единственная жертва, которую мы должны приносить сегодня, — это личная жертва всей жизни нашему Царю, когда мы каждый день живём для Него (Рим. 12:1, 2).

ПО ОБРАЗЦУ (8:5)

«Которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к устройству скинии: "Смотри, — сказано, — сделай всё по образцу, показанному тебе на горе"».

Левитские священники служили «образу и тени» небесного. Исполняя закон, они держались худшего и подверженного разрушению. То, что было показано Моисею на горе Синай, в каком-то смысле было точной копией места Божьего обиталища на небесах. Автор как бы указывал на два мира, реальный в вышних и его «образ» на земле. «Тень» — это что-то нечёткое, эскиз, а не реальность. Павел в Кол. 2:16, 17 говорит о том же (см. также Евр. 10:1, 2). Весь закон Моисея, включая субботу, был тенью грядущего. Некоторые пытаются ограничить эту «тень» только «обрядовым законом», говоря о его ритуале, но Писания не делают такого различия. Вероятно, два слова «сливаются в одно», как «нечёткая копия, простой намёк или указание на небесную реальность» (Лайтфут).

Израильтяне должны были устроить скинию с её оснащением и убранством в точном соответствии с данным Моисею образцом (Исх. 25:40). Косвенно то же можно сказать и о храме в Иерусалиме. В Деян. 7:44 Стефан высказал ту же идею и использовал то же слово со значением «образец» (типос), то есть «модель», «пример». Моисей не имел права самостоятельно решать и строить скинию по своему усмотрению. Можем ли мы при новом завете быть менее щепетильными и отходить от Писаний, самостоятельно решая вопросы послушания и членства в Божьем «новом храме», церкви? На этот вопрос ответ даётся в Евр. 2:1–3: «Мы должны быть особенно внимательны к слышанному». Ной, ограниченный указаниями по устройству ковчега, проявил полное послушание. Высмеивающие ту идею, что новый завет требует строгого и точного послушания, говорят: «Новый Завет — это не свод правил. Это письмо любви без конкретных образцов, которым нужно следовать». Божье Слово действительно написано не в форме подробного свода правил с вопросами и ответами, собранными в определённом порядке. Это прекрасный сборник литературы с повествовательными, поэтическими и метафорическими элементами. И всё же ни один честный читатель Библии не может отрицать, что Новый Завет включает в себя наставления, которые можно назвать «правилами». Джимми Ален лаконично отмечает: «Сегодня образцом служит всё, что Новый Завет говорит о том или ином конкретном вопросе». Моисею «было сказано» (хрематидзо; ст. 5), что можно также перевести «был предупреждён» (Слово Жизни) или «получил божественное указание» (Восстановительный Перевод). В Мф. 2:12 и Евр. 11:7 это слово переведено фразой «получил откровение», а в Деян. 10:22 — «получил… повеление». «По образцу» указывает на то, что Моисею, когда он был на горе, был показан план. Слово «образец» (типос) изначально имело смысл «удар» и «последствие удара» (Лайтфут), как получается отпечаток, производимый металлической матрицей, или оттиск, оставляемый печатью. О детях говорили, что они типой (множ. число от типос, то есть «образ», «тип») своих родителей. Показанный Моисею образец был видимым (Исх. 25:40). Возможно, он увидел «копию предсуществующего небесного оригинала… нечто вроде уменьшенной модели святилища» (Лайтфут). По выражению Филона Александрийского, он «душой созерцал нематериальный образец форм, которые скоро должны были совершиться» (Филон Александрийский. Жизнь Моисея, II 15). Это ясно показывает, что, изучая духовный смысл и значение скинии, мы можем кое-что узнать о самих небесах. Божий образец на небесах, увиденный Моисеем, был Его планом, формальными очертаниями скинии. Поэтому он стал символом того, какой должна была стать церковь, которая в более полном смысле является образом небес. Церковь — это не здание. Церковь на земле — это эквивалент «небес», где Он «посадил» нас «с Ним» (Еф. 1:3; 2:6; см. Евр. 9:23).

ТАКОЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИК

Некоторые иудеи, должно быть, говорили: «Мы можем видеть, как наш первосвященник работает, а вашего священника никто никогда не видел. Откуда вы знаете, что он у вас действительно есть?» Для христианина Первосвященство Христа является вопросом веры. Мы верим, потому что это открыл нам вдохновенный автор. Наверное, лучше всех на вопрос скептика, как можно верить в Бога, которого нельзя увидеть, ответил один квакер. Он сказал: «А вы видели свой мозг? Нет? Тогда откуда вы знаете, что он у вас есть?» Мы имеем свидетельства нашей веры и верим в нашего Первосвященника, как тот скептик верил, что у него есть мозг. Глава 7 объясняет, что мы имеем новый завет и потому наш священник служит не на земле, где Его могли бы видеть люди. Он из другого колена, Иудина, и потому не мог служить здесь первосвященником. Он служит за пределами нашей видимости, но однажды мы увидим Его. Он служит в истинной скинии на небесах, а не в физической на земле.

КТО ЭТОТ ИИСУС?

В Послании к евреям мы видим Иисуса в качестве нашего возвеличенного Господа, Священника и Царя. Некоторые люди готовы принять Христа, но они хотят иметь Его в несколько «урезанном» виде. Они хотят любящего Мессию, который не предъявляет никаких требований. Он не должен требовать, чтобы они несли крест или отдавали Ему всю свою жизнь. Они хотят Спасителя, но только пусть Он не устанавливает конкретные законы морали. Для многих Христос — это «Суперзвезда», но не Бог гнева, осуждающий грех и изгоняющий менял. Современное учение в значительной части «может создавать впечатление, будто проповедуется Христос, но на самом деле это не так» (Браун). Если только мы не обратимся к Христу, полностью признав Его власть и Его повеление относительно того, как вести себя в этой жизни, мы не обращаемся к Нему вовсе.

ВОССЕВШИЙ НА НЕБЕСАХ

Сейчас Иисус сидит (и правит) по правую руку от Бога. Пётр сказал, что Он воскрес, чтобы сесть на престоле Давида (Деян. 2:30–33). Это есть исполнение пророчества Захарии об «Отрасли», что станет владычествовать как царь и священник (Зах. 6:12, 13). Премилленарии говорят что в теперешний «век церкви» Христос не правит. В противоположность этому, Пётр и автор «Евреям» показывают, что Он владычествует уже сейчас. В Новом Завете «век церкви» не отделяется от царства Христа. В представлении некоторых, церковь не является современным «проявлением» царства, но так как все спасённые прилагаются к церкви (Деян. 2:47) и этим обретают искупление от греха в царстве (Кол. 1:13, 14), то получается, что никакого практического различия между тем и другим нет.

Церковь Христа