Найти тему
Автомобильный журнал - Autoway

МАЗ-525 - карьерный самосвал, с танковым двигателем, которым управляли стоя.

Послевоенные годы были охарактеризованы стремлением как можно быстрее поднять страну из руин, наверстать упущенное время, увеличить количество выпускаемой продукции, равно как и масштабными всесоюзными стройками. Неудивительно, что в это же время остро встал вопрос о необходимости большого карьерного самосвала, который имел бы грузоподъемность не 5, и даже не 10 тонн.

В начале 50-ых такая машина была построена на Минском автомобильном заводе, новинка получила название МАЗ-525, первая машина была выпущена в 1951 году, на то время самосвал казался огромным гигантом, по сравнению даже с грузовыми автомобилями, чего говорить о легковушкам, впрочем вы можете сами посмотреть на разницу в размерах. Так высота МАЗа, составляла 3,7 метра, ширина 3,2, а длина и вовсе 8,3 метра. В движение такая махина приводилась дизельным 12 цилиндровым двигателем Д12, мотором, берущим свое начала от танкового двигателя В2, который ставился на легендарный Т-34.

-2

Мощность силового агрегата составляла 300 л.с, это при объеме 38,8 литров, в прочем, даже такая мощность не позволяла развивать МАЗу скорость больше чем 30 км/ч, в то же время для карьерного самосвала это было вполне приемлемо, особенно 60 лет назад.

-3

Но настоящей проблемой стал расход топлива, казалось бы, при СССР, черное золото практически ничего не стоило, за ним особо не следили, его сливали в бочки под свои нужды, а порой и вовсе в канавы. МАЗ-525 потреблял 140 литров дизеля на 100 км, и это в лучшем случае, от чего его время работы было ограничено. По этой причине были даже попытки приспособить машину под работу на электрическом токе, по схеме аналогичной с троллейбусом. Однако дальше испытаний дело не пошло.

-4

Думаю не стоит говорить, что самосвал получился исключительно утилитарным, без намеков на какой либо комфорт, и удобство водителя, чего говорить, управлять им порой было так сложно, что водителю приходилось вести машину на сложных участках дороги стоя. Однако это не помешало использовать автомобиль вплоть до начала 70-ых годов.

При собственной массе в 24 тонны, грузоподъемность достигала 25 тонн.
При собственной массе в 24 тонны, грузоподъемность достигала 25 тонн.

Всего с 1951 по 1965 было выпущено чуть более 6 тысяч экземпляров, но до наших дней сохранился лишь один единственный МАЗ-525.