Найти в Дзене
Заводы и тепловозы

Грузопассажирское судно для Сахалина и Курил спущено на воду

6 августа 2020 г. на Невском судостроительно-судоремонтном заводе. Как прошла церемония и откуда берут свои корни традиции, лежащие в ее основе - в этом рассказе.
Оглавление

6 августа 2020 г. на Невском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду грузопассажирского судна проекта PV22 “Павел Леонов”.

Грузопассажирское судно проекта PV22 "Павел Леонов"
Грузопассажирское судно проекта PV22 "Павел Леонов"

Проект PV22 разработан для работы на маршрутах между Курильскими островами и Сахалином. Невский ССЗ стоит два таких судна и по планам предприятия они будут переданы заказчику в 2021-м году.. Первое, “Адмирал Невельской”, спустили на воду в мае 2020 г.

Новые суда должны решить транспортную проблему в сообщении между островами.

Прочитать рассказ о судах проекта PV22 и причине их строительства

Церемония

Просмотреть фоторепортаж с церемонии

После выступления барабанщиков, открывавших церемонию, началась официальная часть.

С поздравлениями и напутствиями новому судну выступили генеральный директор Невского судостроительно-судоремонтного завода Евгений Кузнецов, руководитель дирекции программы «Морской транспорт» Объединенной судостроительной корпорации Владимир Рачин, министр транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Валерий Спиченко, заместитель директора Балтийского филиала Российского морского регистра судоходства Алексей Тимощук и глава Кировского района Ленинградской области Андрей Гардашников.

Почетные гости на трибуне
Почетные гости на трибуне

По заводской традиции, руководство предприятия наградило и вручило памятные подарки заводчанам, отличившимся в строительстве судна, спускаемого на воду.

Благодарность и памятные подарки получили заместитель начальника корпусно-сборочного цеха Федор Иванович Катагаров, заместитель начальника монтажно-сдаточного цеха Андрей Александрович Рябинин, производственный мастер трубопроводного цеха Михаил Васильевич Гордеев, судовой столяр малярно-обстроечного цеха Александр Олегович Майоров и электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Александр Григорьевич Пометун.

Благословение судна "Павел Леонов"
Благословение судна "Павел Леонов"

Судно благословил священник. А затем пришла очередь самой ответственной части церемонии: крестная мать судна, советник генерального директора Объединенной судостроительной корпорации Марина Ялымова разбила о борт бутылку шампанского.

Завершилась официальная часть командой главного инженера завода начать спуск судна на воду.

После того, как “Павел Леонов” был спущен на воду, заводские буксиры отвели его к достроечной набережной.

Бутылка разбилась о борт "Павла Леонова"
Бутылка разбилась о борт "Павла Леонова"

Спуск на воду - это не простой праздник. Для заводчан это веха в огромной работе по строительству судна. Для моряков - начало жизни нового судна на воде. Поэтому в это празднике есть и чисто заводские традиции и традиции, которым уже не одно столетие.

Традиции

Судостроители может быть не такой суеверный народ, как моряки, но чтут свои традиции и четко им следуют. Каждая верфь проводит церемонию спуска на воду по-своему, но есть общие традиции с глубокими историческими корнями.

Выступление барабанщиков - это самое простое. Барабаны с древнейших времен использовались как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных действий, шествий, управления темпом и т.п.

Разбивание бутылки шампанского о борт судна - начало этой традиции сводится к тому, что с древних времен моряки относятся к судну как к живому существу.

В древние времена для того, чтобы судно благоволило команде, ему подносили жертвоприношения. В разных культурах это делалось по-разному. С распространением христианства отношение к судну не изменилось (я думаю, моряки и сейчас считают его живым существом), но акт приношений сменился на церемонию крещения. Спуск на воду давал для этого повод: спуск на воду судна (живого существа) ассоциировался с омовением при крещении.

В итоге церемония обрела современные черты: читалась молитва, судно благословлялось, палуба поливалась вином, затем выполнялся спуск на воду.

-5

Есть три версии того, кто сменил разливание вина разбиванием бутылки. По одной информации, это сделали французы во времена Великой французской революции, тем самым убрав религиозную составляющую мероприятия на второй план. По другой это сделали англичане в 1799-м. По третьей - американцы в 1797-м, разбив бутылку Мадеры о борт парусника USS Constitution. Все три версии сходятся в одном - традиции разбивать бутылку о борт нового судна зародилась в конце XVIII века и ей уже более 200 лет.

А вот традиция крестной матери судна старше. Свое начало она берет во Франции, где в 1700-ые крещение судна выполняли крестный отец и крестная мать: крестный отец встречал крестную мать букетом цветов, а затем они вдвоем произносили имя судна. Но бить бутылки о борт крестные матери начали только в XIX веке. И тогда же сложилась традиция, что крестной должна быть известная женщина из знатного рода. Разумеется, эта традиция шла рука об руку с суеверием о том, что от статуса крестной зависит успешность судна.