В состав труппы МХАТа имени Горького вошли три актрисы: Алиса Гребенщикова, Алика Смехова и Ирина Линдт. Событие радостное, о котором будут говорить – и много будет информационного шума от людей, к театру никак не причастных.
С Алисой Гребенщиковой знаком и дружен сравнительно недавно – менее десяти лет. Она играла в спектакле «Вера Полозкова. Избранные», который шёл на сцене Политеатра в 2012-м.
Это было продолжение традиций театра «Практика», разрушившего герметичную самодостаточность современной поэзии.
На сцену выходили четыре исполнителя и один поэт – сама Вера. В таких постановках очень важны слаженность и взаимодополняемость актёрской группы; Алиса вела свою партию точно, выдерживая весь диапазон интонаций, от умной иронии до реквиема.
Алиса умеет и любит работать в команде. Мы вместе создавали спектакль «Наше», где поэзия неожиданным образом соединялась с документальным театром, с вербатимом. Актёры должны были рассказать, какую роль в их жизни сыграла поэзия, от чего их спасли и куда направили стихи. Такое погружение в прошлое таит в себе немалую опасность: можно испытать эмоциональное очищение, вспомнив первые переживания, или, наоборот, впасть в депрессию от чувства собственного несовершенства.
Алиса была на удивление открыта, словно забыв о том, что разговор записывается на микрофон, вспоминала какие-то значимые необычные детали и совершенно не играла в «приму», без чего многие наши актрисы, с регалиями и без и пару слов не в силах произнести.
В спектакле «Наше» Алиса читала стихи Ахмадулиной – и это был один из самых сильных эпизодов.
Пришла и говорю: как нынешнему снегу
легко лететь с небес в угоду февралю,
так мне в угоду вам легко взойти на сцену.
Не верьте мне, когда я это говорю.
А вот фрагмент одного из интервью:
Умница, внимательно и глубоко чувствующая мир в самых разных его проявлениях, настроенная на радость, эмоционально богатая актриса, исполнитель – камертон правды.
Алисе повезло с театром.
Театру повезло с Алисой.