Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм и школа. Что я делала, когда сын не мог говорить.

Я уже рассказывала, что в период, когда сын не владел необходимыми навыками для обучения, мы занимались постоянно. В любой момент, когда он более менее спокоен и сосредоточен.

А когда сын освоил навыки концентрации и научился сидеть за столом и выполнять задания, я столкнулась со следующим.

Навыки то сидения за столом он освоил, но оставались и остаются вещи, такие как изучение речи, которые даются ему с огромным трудом. И вызывают негатив. Не потому что он не хочет что-то делать, а потому что не может. И чем больше он не может, устаёт, не слышит, напрягается, опять устаёт, тем сложнее ему концентрироваться. Результата такие занятия, естественно, никакого дать не могут. И не важно может ребёнок сидеть за столом или нет. Сиди ты хоть целый день, если ты чего-то не можешь, ты ты этого не можешь.

Тем не менее, вся эта усталость и неспособность — не повод для того, чтобы не изучать очень важное в жизни — умение говорить.

И вот путём экспериментов я пришла к выводу, что вещи, которые он не может делать. Например, просто повторять за мной слова. Для кого-то примитивное действие. Для сына - почти не исполнимое. Эти вещи он вполне способен хотя бы попробовать, если занят делом, которое у него более мене получается. Желательно, механическим.

На этом видео видно, как именно мы этим занимались.

Сын рисует прописи, а я задаю ему вопросы (Вопросы основаны на уроке, из книги Галины Глинки - Буду говорить, читать, писать правильно).

Видео длинное (около десяти минут). И на нём видно, как постепенно происходит вовлечение его в выполнение упражнений по речи.

То есть это не урок по речи, нет. Для него это занятие по написанию букв, в котором я, как учитель, вообще не принимаю участия. Я сплю.

При этом начинаю говорить.

Это видео годичной давности. Всего три месяца после начала систематических занятий с практически не говорящим в 9 лет ребёнком.

Хотелось бы обратить внимание на то, как постепенно он втягивается. Это происходит не сразу. И поначалу он отказывается, не слышит, не отвечает. При этом я не останавливаюсь, и продолжаю задавать вопросы и сама на них отвечать. Но как только вижу положительный отклик, передаю инициативу ему. А когда вижу, что он не может ответить, отвечаю за него, через небольшую паузу.

Делаю я это для того, что бы диалог не прекращался. Если настаивать активно на ответе, то с вероятностью 90% получишь негативный отклик и в дальнейшем полное отсутствие взаимодействия. И всё придётся начинать с начала.

На тот момент (видео) мы изучали место звука в слове. Он должен был ответить на вопрос, какой звук в начале слова. Или какая буква. Так как только-только вводилось понятие звука в его картину мира, он путал звук и букву, и я использовала эти два понятия поочерёдно. До этого были только буквы, которые, как я писала раньше, он изучил сам без посторонней помощи.

Таким образом, этот способ опосредованного изучения того, что даётся сложно, соединяя его с тем, что даётся относительно легко, мы используем и по сей день уже на других предметах. О чём расскажу позже.

П. С. Хочу обратить внимание, я не специалист. Ничего, кроме курсов Эрц в далёком 2012 году по АВА не заканчивала. Всё, что я пробую делать со своим сыном, основано на изучаемой в книгах и в интернете информации и на попытках её применить. А так же на отклике от ребёнка.

Сын рисует.
Сын рисует.

Подписывайтесь, ставьте лайки, это помогает развитию канала. Спасибо.